Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Галеев Булат Махмудович (1940–2009), философ, педагог. Окончил физ.-мат. факультет КГПИ (1962). Доктор филос. наук (1987), проф. (1991). Чл.-кор. АН РТ (1996). Рук. СКБ «Прометей» (с 1963), директор НИИ экспериментальной эстетики «Прометей» при КГТУ и АН РТ (с 1994). Реж. экспериментальных светоконцертов, спектаклей и фильмов. Чл. Союза кинематографистов РФ (1971), Союза дизайнеров РФ (1991), Союза рос. писателей (2007). В КГК – 1990–2009, проф. каф. философии и гуманит. наук, вел курс «Музыка в системе искусств».
Осн. труды по светомузыке и синтезу иск-в: Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань, 1976; Поэма огня. Казань, 1981; Человек – искусство – техника. Казань, 1982; Искусство космического века. Казань, 2002 и др.
Геронтьев Александр Ефремович (1923–1983), флейтист, педагог. Окончил Высш. училище воен. дирижеров (кл. Ю. Ягудина) в 1946, КГК (кл. Л.М. Шлеймовича) – в 1951. В КГК – 1953–83. C 1978 – доц. каф. дух. и ударн. инструм. Работал на каф. кам. анс. в 1956–57. В 1964–70 – рук. симф. орк. КМУ, в 1977–79 – рук. дух. орк. студентов КГК. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1973). В 1940–42 – арт. симф. орк. Чуваш. филармонии, в 1942–46 – музыкант воен.-дух. орк.
В 1947–67 – солист орк. Тат. театра оп. и бал. Работал с дирижерами Д. Садрижигановым, И. Аухадеевым, И. Шерманом, Н. Рахлиным, Ф. Мансуровым и др. Обладал большим флейтовым репертуаром, исполнял произв. М.А. Юдина, М.А. Музафарова, А.С. Ключарёва, А.С. Лемана. Участ. в подготовке и проведении Декады тат. иск-ва в Москве (1957). Чл. жюри Всерос. конк. исполнителей на дух. инструм. (Ленинград, 1983) и др. Автор мн. перелож. для фл. произв. западноевроп., рус. и тат. комп. (в т. ч. С. Сайдашева, А. Ключарёва, Н. Жиганова, А. Луппова). Студенты кл. участ. во всесоюз. и всерос. конк. (Минск, Ленинград, Одесса, Саратов). В годы Вел. Отеч. войны выступал в составе фронтовых орк.
Среди учеников: Д. Антонов, В. Важоров, Р. Гайсин, А. Гильфанов, Н. Миннубаев, В. Рябченко, А. Смирнова, Р. Сулейманов.
Имеет фонд. зап. произв. тат. и чуваш. комп. (Всесоюз. радио, более 20 часов эфирного времени).
Гиршман Яков Моисеевич (1913–1990), музыковед, педагог. Окончил МГК в 1947. Канд. иск. Дис.: «Пентатоника и ее развитие в татарской музыке» (1963). В КГК – 1948–90. Проф. (1983). Зав. каф. истории музыки (1949–50, 1962–67), истории и теории музыки (1971), теории музыки (1974–76), музыковедения (1987–88). Вел спец. кл., анализ муз. произв., историю рус. и тат. музыки, фольклор, оперную драматургию. Засл. деят. иск-в РСФСР (1984). Чл. СК РФ и РТ. Автор одного из первых в отеч. музыкознании тр. «История татарской музыки», создававшегося в 1970–80-е гг. (осталась в рукописи). Организатор и участник значит. числа науч. конф. (в т. ч. Междунар. конф. по пробл. пентатоники, 1958), привлекших внимание отеч. и заруб. ученых, в т. ч. из Китая и Монголии. Вел актив. лекторск. деятельность, был популяризатором классич. музыки. Занимался муз. публицистикой, автор большого количества критич. ст. Участник Вел. Отеч. войны. Кавалер орденов и медалей. Подгот. более 90 студентов-музыковедов.
Среди учеников: Ч. Бахтиярова, Л. Бражник, Ю. Исанбет, Л. Казанская, Г. Кантор, А. Маклыгин, М. Нигмедзянов, С. Раимова, Г. Сайфуллина.
Осн. труды: Салих Сайдашев. Казань, 1956; Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. М., 1960; Назиб Жиганов. М., 1975; В-А-С-Н: Очерк музыкальных приношений И.С. Баху с его символической звуковой монограммой. Казань, 1993; Расширяя творческие горизонты (о симфониях А. Монасыпова) // Сов. музыка. 1977. № 4; Музыкальный аксакал // Сов. музыка. 1982. № 9; Некоторые современные черты пентатонического музыкального языка (на примере творчества композиторов национальных республик Поволжья и Урала) // Сов. музыка на совр. этапе. М., 1981; Пассакалья в творчестве советских композиторов // Муз. современник. М., 1983. Вып. 4; Творчество композиторов Татарии. Казань, 1965; Пути развития татарской советской музыки // Муз. культура Сов. Татарии. М., 1959; Фестиваль татарской музыки // Сов. музыка. 1961. № 4; Из музыкального прошлого: По страницам татарской периодической печати 1905–1917 гг. // Вопр. тат. музыки. Казань, 1967 (совм. с З. Хайруллиной); За творческое единение (Вопр. муз. театра) // Сов. музыка. 1970. № 1; Новое в татарском симфонизме // Творчество: Вестник комп. М., 1973. Вып. 1; У истоков татарской фольклорно-тематической сюиты // Учен. зап. Казан. конс. Казань, 1973. Вып. 5; Музыкальная жизнь и творчество композиторов ТАССР // История музыки народов СССР. М., 1970–1974. Т. 1–5; Друг и сподвижник татарских композиторов (К 100-летию В.И. Виноградова) // Сов. музыка. 1975. № 11.
Губайдулина Ида Асгатовна (1929–2017), пианистка, педагог. Окончила КГК в 1952 (кл. А.С. Лемана), аспирантуру МГК – в 1956 (рук. – Я.И. Зак). В КГК – 1966–93, доцент кафедры специального фортепиано, заведующая кафедрой специального фортепиано (1967–69). Кандидат искусствоведения. (1956). Диссертация: «Татарская фортепианная музыка». В казанский период творческой деятельности выступала главным образом как ансамблистка: с М. Ахметовым (скрипка), Л. Масловой (виолончель).
В реперт.: сонаты для скрипки и фортепиано Тартини, Брамса, Прокофьева, Скорика, для виолончели и фортепиано – Боккерини, Локателли, Бетховена, Брамса, Р. Штрауса. Многократно исполняла вместе с М. Ахметовым камерные сочинения композиторов Татарстана, включая сонаты М. Юдина, А. Монасыпова, Р. Белялова, А. Лемана. Три первые из этих сонат ею отредактированы. По классу Губайдуллиной окончили консерваторию 55 пианистов.
Среди учеников: Р. Белялов, Д. Надырова, Ф. Салитова.
Труды: Рафаэль Белялов: Сб. ст. М., 2005 (сост. совм. с Е.Р. Ватсон) и др.
Губайдуллина Гульнур Биляловна (1960–2011), музыковед, педагог. Окончила КГК в 1984 (кл. Г.Я. Касаткиной), аспирантуру ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (1992), стажировку Всесоюз. науч.-исслед. института искусствознания (Москва, 1993). Канд. иск. дис.: «Взаимодействие татарской поэзии и музыки начала ХХ в.» (1993, науч. рук. – М.Д. Сабинина, Н.Г. Юзиев). В КГК – 1996–2011. Вела историю заруб. музыки, историю совр. музыки, историю тат. музыки, муз.-теоретические системы Востока, муз. критику. Доцент (1998). Член СК. Подготовила 17 студентов-музыковедов.
Среди учеников: Л. Салихова.
Осн. труды: Влияние татарской народной песни на поэтическое мышление Габдуллы Тукая // Страницы истории тат. муз. культуры. Казань, 1991; О влиянии музыкальной ритмоинтонации на формирование особенностей татарского стихосложения // Языки, духовная культура и история тюрков: Традиции и современность: Тр. междунар. конф.: В 3 т. Т. 2. М., 1997; Султан Габяши: Материалы и исследования. Казань, 2000 (вступ. ст., сост., публ., коммент. и прилож.); Романтические диалоги Рустема Яхина // Рустем Яхин: Стиль творчества. Казань, 2002; К проблеме индивидуального стиля в культуре постмодернизма // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. М., 2002; Национальные клубы как отражение диалога Востока и Запада в татарской культуре начала ХХ в. // Культура и иск-во Поволжья. Саратов, 2002; Нарративный средневековый источник как предмет изучения в курсе «Музыкально-теоретические системы Востока» // Из пед. опыта Казан. конс. Вып. 2. Казань, 2005; Курс «Музыкально-теоретические системы Востока» в системе вузовского образования // Вузовское и довузовское муз. образование: модели взаимодействия. Казань, 2009.