Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Даутов Ниаз Курамшевич (1913–1986), певец (лирич. тенор), оперный режиссер, педагог. В 1935–38 учился в Тат. оперной студии при МГК (кл. М.М. Мирзоевой), в 1939–43 – на вокальном факультете МГК (кл. А.К. Аскоченского), в 1953 окончил вокальный факультет Уральск. конс. В КГК – 1956–60 и 1978–86. Проф. (1986), зав. каф. оперной подготовки. В 1978–86 вел также кл. кам. пения. Даутов Н.К. способствовал творч. становлению ведущих оперных исполнителей республики. Нар. арт. РСФСР (1957). Лауреат Гос. премии ТАССР им. Г. Тукая (1958), лауреат Всесоюз. конк. концертн. исполнителей (1944). В 1943 – солист Муз. театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; в 1943–56 – солист, в 1960–65 – солист и гл. реж. Свердловск. театра оп. и бал.; в 1965–75 – гл. реж. Челябинск. театра оп. и бал. В 1941 – солист, в 1956–60 – солист и гл. реж., в 1975–86 – гл. реж. Тат. театра оп. и бал. Постановки в Казани: «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Травиата» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, «Алтынчач», «Джалиль» Н. Жиганова, первые пост. тат. опер «Самат» Х. Валиуллина, «Джигангир» Р. Губайдуллина и др.

Среди учеников по кл. кам. пения: С. Аскаров, Х. Бигичев, Н. Варшавская, Г. Казанцева.

Егорова Ольга Константиновна (1927–2010), музыковед, педагог. Окончила КГК в 1950 (кл. А.Г. Корсунской), аспирантуру ЛГК. Канд. иск. Дис.: «Фольклорные традиции в творчестве марийских композиторов» (1978). В КГК – 1961–2007. Вела историю заруб. музыки, спец. кл., спецкурс для музыковедов «Бах и музыка ХХ века», семинар по муз. критике для студ. исполнительск. факультетов. В 1979–81 – проф. Высш. института искусств в Гаване (Куба). Проф. (1982). Зав. каф. истории музыки (1982–1984). Засл. деят. иск-в Марийск. АССР. Подгот. более 70 студентов-музыковедов.

Среди учеников: М. Большакова, Д. Бухин, Г. Вайда (Сайдашева), Д. Киреев, М. Мамаева, С. Маркелян, И. Нуриева, А. Полехин, Е. Яхонтова.

Осн. труды: Миф. Фольклор. Творчество: Марийская музыка в аспекте мифологизма XX века. Казань, 2005 (монография); Национальные традиции в первой марийской опере «Акпатыр» Э. Сапаева. Йошкар-Ола, 1974; Музыкальная культура Марийской АССР // История музыки народов СССР. М., 1974. Т. 5; Назиб Жиганов // Композиторы Советского Татарстана. Казань, 1957; О некоторых особенностях стиля первой марийской оперы Э. Сапаева «Акпатыр» // Учен. зап. Казан. конс. Казань, 1970. Вып. 4; Рождение легенды (Первый марийский балет) // Сов. музыка. 1973. № 10; Вопросы ладообразования в марийской народной песне // Муз. культура народов Поволжья. М., 1978; Национальное и современное в творчестве композиторов Поволжья // Традиции и современность в музыке народов Поволжья. Йошкар-Ола, 1988; Культурологические аспекты изучения пентатоники // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Казань, 1993; Дон Жуан и Лепорелло: К проблеме «Homo ludens» // Из пед. опыта Казан. конс. Казань, 1996; Марийское возрождение и судьбы национальной интеллигенции // Марийская культура: состояние и перспективы. Казань, 1999; История и миф в операх Назиба Жиганова // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Казань, 2001; Ленинградская школа в «начале начал» теоретико-композиторского факультета Казанской консерватории // Из пед. опыта Казан. конс. Вып. 2. Казань, 2005.

Жиганов Назиб Гаязович (1911–1988), композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. Засл. деят. иск-в ТАССР (1939), РСФСР (1940), нар. арт. СССР (1957), проф. (1953). Первый ректор Казан. конс. (1945–88). Окончил МГК в 1938 (кл. композиции Г.И. Литинского, кл. инструментовки Б.М. Лятошинского). Внес крупный вклад в развитие отеч. муз. культуры. С именем Жиганова связан ряд важных событий истории муз. культуры Татарстана: исполнением его Первой симфонии в 1937 открылась Тат. филармония, постановкой оперы «Качкын» («Беглец») в 1939 – Тат. театр оп. и бал. В 1939–77 – пред. орг. комитета, правления СК ТАССР, в 1941–43 – худ. рук. Тат. театра оп. и бал. Выступил инициатором открытия Казан. конс. Его деятельность в качестве ректора консерватории была направлена на создание в Казани вуза, развивающего лучшие традиции отеч. муз. образования. Пригласил в Казань целый ряд видных музыкантов, талантливых выпускников Моск. и Ленингр. конс., сформировал факультеты и кафедры по всем основным спец. муз. иск-ва ХХ в. Систематически развивал материальную базу вуза (укрупнение учеб. корпуса, строительство Актового зала конс. и студ. общежития, установка большого и малого органов и др.). Выступил инициатором открытия Ср. спец. муз. школы при Казан. конс. (1960), создания Гос. симф. орк. (1967) и сыграл ведущую роль в формировании системы проф. муз. культуры и муз. образования в Татарстане. Творч., пед. и организаторск. деятельность Жиганова оказала огромное влияние на формирование тат. комп. школы, развитие муз. культуры в нац. респ. Поволжья и Приуралья. В творчестве комп. сформировался нов. тип тат. оперно-симф. мелодики, откристаллизовались формы и приемы, ставшие (в 1950–80-е) стилистич. образцом для композиторск. письма на интонацион. основе пентатонных муз. культур. Стиль Жиганова характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, нац. самобытностью и вместе с тем опорой на традиции рус. и заруб. классики. Выдающиеся произведения Жиганова и его организаторская деятельность способствовали междунар. признанию тат. музыки и Казан. конс. При его активном участии были проведены Декада тат. иск-ва в Москве (1957), I Междунар. конф. по пентатонике в Казани (1958), его опера «Джалиль» ставилась в Большом театре СССР (1959) и Пражском нац. театре (1960). Класс инструментовки Жиганова окончили ставшие видными деят. тат. муз. культуры композиторы Ф. Ахметов, Р. Белялов, Р. Еникеев, Р. Калимуллин, Л. Любовский, А. Монасыпов, Б. Мулюков, Б. Трубин, Ш. Шарифуллин, М. Яруллин, а также мн. ведущие комп. нац. респ. РСФСР, целенаправленно приезжавшие учиться в возглавляемую Жигановым Казан. конс. Вел актив. муз.-обществ. деятельность: чл. правления СК СССР (с 1948), секретарь правления СК РСФСР (с 1957), СССР (с 1962), чл. Ком-та по Респ. премиям им. Г. Тукая (с 1958), чл. комитетов по присуждению Ленинск. и Гос. премий в обл. лит-ры и иск-ва при Совете Министров СССР (с 1961). Неоднократно избирался деп. ВС РСФСР (1951–59), ТАССР (1963–67 и 1971–88), СССР (1966–70). Деятельность Жиганова отмечена гос. наградами: Герой Соц. Труда (1981), лауреат Гос. премии СССР (1948, 1950, 1970), Гос. премии ТАССР им. Г. Тукая (1958); награжд. орденами: Ленина (1950), Труд. Кр. Знамени (1971), «Знак Почета» (1945, 1961), медалями. Имя Жиганова присвоено одной из малых планет (1997). С 2001 имя своего основателя носит Казан. конс.

Осн. соч.: оперы «Качкын» (1938, либр. А. Файзи), «Ирек» (1940, либр. З. Сафина), «Алтынчач» (1941, либр. М. Джалиля), «Ильдар» (1942, либр. М. Джалиля; во 2-й ред. «Дорога победы», 1954), «Тюляк» (1944, либр. Н. Исанбета; во 2-й ред. «Тюляк и Су-Слу», 1967), «Шагыйрь» (1947, либр. А. Файзи), «Намус» (1950, либр. А. Исхака), «Джалиль» (1957, либр. А. Файзи); балеты «Фатых» (1943), «Зюгра» (1944, 2-я ред. 1969), «Нжери» (1969); 17 симфоний; симф. поэма «Кырлай» (1946), Сюита на тат. темы для симф. орк. (1949), увертюра для симф. орк. «Нафиса» (1952, по мотивам романа Г. Баширова «Намус»), «Симф. новеллы» (1963), «Симф. песни» (1965); кантаты «Республика моя» (1960, сл. Н. Арсланова), «Здравствуй, Москва!» (1980, сл. Р. Хариса); фп. циклы «Альбом для детей» (1946), Сюита для фп. (1962), Десять пьес для фп. (1972), «Двенадцать зарисовок» (1976), «Матюшинские эскизы» (1980); кам.-инстр. соч., романсы и песни (всего около 80), обработки нар. песен.

Жиганова Светлана Назибовна (1936–1998), певица (меццо-сопрано), педагог. Окончила исторический факультет КГУ в 1958, вокальный факультет КГК в 1963 (кл. В.А. Лазько). В КГК – 1966–98. Проф. (1998) каф. сольн. пения. Зав. каф. оперной подготовки (1990–98). Засл. деят. иск-в ТАССР (1979). В значит. мере содействовала открытию оперной студии КГК, вела большую метод. работу (автор программ и метод. рекомендаций для вок. ф-тов муз. вузов на материале тат. музыки, участница науч.-метод. конф.). Вела курс «Основы вок. методики». Мн. выпускн. Жигановой – лауреаты и дипломанты конкурсов и фестивалей разного уровня. Ярко проявила себя как кам. певица, сольн. реперт. которой включал произв. Дж. Перголези, Г.-Ф. Генделя, Дж. Россини, Дж. Верди, Ж. Бизе, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина, вок. произв. тат. комп. Чл. жюри всесоюз. и всерос. конк. В 1963–66 – преп. на муз.-пед. ф-те КГПИ.

Среди учеников по кл. сольн. пения: И. Балякина А. Беркович, Н. Зашмарина, Т. Зорина, Р. Ибрагимов, Р. Идрисов, Г. Ластовка; по кл. кам. пения: В. Гизатуллина, Ю. Петров, Р. Сахабиев, Р. Узбекова, Л. Хохлова.

Труды: Сольное пение: Программа для вокальных факультетов музыкальных вузов из произведений татарских советских композиторов. Казань, 1980; Методические указания к практическим занятиям для студентов вокальных факультетов музыкальных вузов. На материале произведений татарских композиторов. Казань, 1982; Вокальный цикл Р. Яхина на слова М. Джалиля «В Моабитском застенке» (Метод. разработка). Казань, 1984; Из истории оперного класса Казанской консерватории // Из пед. опыта Казан. конс. Казань, 1996; Кафедра оперной подготовки // Казан. гос. конс. (1945–95). Казань, 1998.

Зуевич Николай Генрихович (1907–1989), фаготист, педагог. В 1941 окончил 4 курса МГК (кл. И.И. Костлана), в 1957 – экстерном КГК. В КГК – 1946–84. С 1962 – доцент. С его именем связано становление и развитие школы игры на фаготе в КГК. Преп. спец. кл. фагота, гобоя, читал курс методики преп. игры на дух. инструм.; на каф. кам. анс. работал в 1955–57, 1963–66, 1969–70. В 1969–70 – декан факультетов: фп., орк., нар. инструм. В 1941–42, 1946–62 – солист орк. Тат. театра оп. и бал. Выступал в сольн. и кам. концертах. Чл. жюри конк. воен. орк. Казан. гарнизона (1968), Всесоюз. конк. дух. инструм. (Минск, 1979). Написал ряд метод. работ, сделал более 70 перелож. и обработок произв. для гобоя, фагота с фп.

Среди учеников: И. Айнатуллов, В. Вшивцев, В. Казанцев, Ф. Курпеков, В. Ластовка, Г. Маркиянов, М. Саматов, К. Степанов.