Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Касаткина Галина Яковлевна (1924–1990), музыковед, педагог. Окончила КГК в 1950 (кл. А.Г. Корсунской). Канд. иск. Дис.: «Современная тема в татарской опере» (1971). В КГК – 1950–90. Вела спец. кл., историю отеч. музыки, методику преп. муз.-ист. дисц., пед. практику. В 1967–68, 1974–81 – зав. каф. истории музыки. Профессор (1979). Исследователь тат. проф. музыки. Засл. деят. иск-в ТАССР (1984). Чл. СК. Под ее рук-вом защитили канд. дис.: М. Файзулаева, Ф. Шамсутдинова, А. Алмазова, Р. Шарафутдинова. Подгот. более 80 студентов-музыковедов.

В их числе: А. и Т. Алмазовы, Н. Альмеева, И. Галкина (Чалыкина), Г. Губайдуллина, И. Данилова, И. Налетова (Москальчук), А. Петров, Е. Порфирьева, З. Сайдашева, М. Файзулаева, Л. Федотова, Ф. Шамсутдинова.

Осн. труды: Опера Жиганова «Джалиль»: Путеводитель. М., 1961; «Ирэк» – первая опера Назиба Жиганова на современную тему // Учен. зап. Казан. конс. Казань, 1970. Вып. 4; Татарский симфонический и его главный дирижер // Сов. музыка. 1968. № 11; «Сабантуй» (о второй симфонии Жиганова) // Сов. музыка. 1969. № 11; Обновляя традиции // Сов. музыка. 1979. № 10; Успехи и проблемы музыкантов республики // Сов. музыка. 1973. № 4; Новые достижения татарского симфонизма // Музыка России. М., 1980. Вып. 3; Художник щедрого таланта, неисчерпаемой энергии // Сов. музыка. 1981. № 11; Драматургия оперы «Джалиль» // Вопр. тат. музыки. Казань, 1967; «Атланты» А. Лемана // Сов. музыка. 1968. № 4 (в соавт. с Л. Федотовой); Обновление традиций (о фортепианной сонате Р. Еникеева) // Сов. музыка. 1970. № 10; Драматургия оперы Жиганова «Ильдар» // Учен. зап. Казан. конс. Казань, 1973. Вып. 5; Современная тема в оперном творчестве Жиганова // Музыка и современность. М., 1975. Вып. 9; Слово о Михаиле Алексеевиче Юдине // Из пед. опыта Казан. конс. Казань, 1996.

Коган Григорий Михайлович (1901–1979), пианист, педагог, музыковед. Окончил фортепианный факультет Киев. конс. в 1920 (кл. А. Штосс-Петровой и В. Пухальского). Доктор иск. (1940). В КГК – 1949–50, 1951–56, 1958–62, проф. каф. спец. фортепиано. Вел авт. курс истории и теории пианизма, кл. спец. фортепиано, семинар по критике для музыковедов; вел кл. кам. анс. в 1953–55.

В репертуаре: старин. рус. форт. музыка (Д. Бортнянского, И. Ласковского, М. Глинки, Дж. Фильда и др.), произв. франц. клавесинистов, транскрипции Ф. Листа, Ф. Бузони, С. Рахманинова, Л. Годовского. В Казани исполнил цикл концертов «Избранные страницы форт. лит-ры: оригиналы и транскрипции», включавший 120 произв., а также 20 сольн. и анс. прогр. с пианистом Л. Лукомским и виолончелистом А. Броуном.

Среди учеников: С. Губайдулина, И. Гусельников, Б. Евлампиев.

Труды казан. периода деят-ти: Записи музыкальных произведений в исполнении С. Рахманинова // Вопр. нар. творчества и муз. исполнительства: Сб. науч. работ КГК. Казань, 1960. Стихийность и сознательность в исполнительском искусстве // Коган Г. Вопр. пианизма. М., 1968.

Колпинский Анатолий Петрович (1894–1974), трубач, педагог. Окончил Моск. муз. училище Филарм. общ-ва в 1916. В КГК – 1950–72. С 1957 – профессор. Вел спец. кл. трубы, валт., тромбона, тубы, курс методики преподавания игры на дух. инструм. Основатель кл. трубы в КГК, автор науч.-метод. разработок по вопросам исполнительск. дыхания и работы дыхательного аппарата при игре на дух. инструм. В 1950–62 – зав. каф. дух. инструм. Был солистом симф. орк. Тат. театра оп. и бал. До 1950 работал в различных симф. коллективах Москвы, Баку, Одессы, преп. в Бакинск., Кишинев., Ташкент. и эвакуированной в Узбекистан Ленингр. конс. В его кл. получили образование 23 трубача, 11 валторнистов, 4 тромбониста, 1 тубист, 2 исполнителя на ударн. инструм.

Среди учеников: А. Величко, В. Праченко, Н. Филиппов.

Труды: Школа игры на трубе и корнете; 17 этюдов для трубы с фортепиано; Ежедневные упражнения для валторны и трубы, ансамбля духовых инструментов; обработки и переложения для различных духовых инструментов.

Легащев Владимир Иванович (1946-2014), тубист, педагог. Окончил ЛГК в 1969 (кл. Б.И. Анисимова). В КГК – с 1987 (спец. кл. тубы, с 1989 – курс истории исполнительства на дух. инструм.), доцент (2006). С 2008 – дирижер дух. орк. КГК. Тубист Брасс-квинтета преп. КГК. Засл. арт. РТ (1992). В 1963–65 работал в орк. оперной студии ЛГК (дирижер – Н. Рабинович); в 1965–66 – в Гос. орк. Литвы, в Гос. дух. орк. «Тримитас»; в 1966–73 – в орк. Челябинск. театра оп. и бал. (дирижер – И. Зак); в 1973–93 – в Гос. симф. орк. РТ (с дирижерами Н. Рахлиным, Ф. Мансуровым, С. Калагиным, Р. Мартыновым); в 1995–98 – в орк. Тат. театра оп. и бал. Чл. жюри Откр. респ. конк. молод. исполнителей на дух. инструм. (Казань, 2004; Нижнекамск, 2005). Автор перелож. для тубы и форт., для брасс-квинтета.

Среди учеников: Ш. Салимов, А. Усманов, Н. Шадров.

Труды: Пьесы композиторов Татарстана: для тубы и фортепиано / Сост. и муз. ред. партии тубы В.И. Легащёв. Казань, 2005; Из истории исполнительства и педагогики по специальности «Туба» // Актуальн. пробл. муз.-исполнительск. иск-ва. Вып. 1. Казань, 2008.

Леман Альберт Семёнович (1915–1998), композитор, пианист, педагог, муз.-обществ. деятель. Окончил ЛГК по спец. «Композиция» (1940, кл. соч. М.Ф. Гнесина, кл. инструментовки Д.Д. Шостаковича) и «Фортепиано» (1941, кл. В.В. Нильсена). В КГК – 1945–69. Проф. В 1945 приглашен преп. по двум спец. – композиция и фортепиано. Вел также муз.-теор. предметы, концертмейст. кл., кам. анс. Оказал непосредственное влияние на становление спец. каф. на ТКФ. В 1948–49 и 1961–69 возглавлял каф. теории музыки и композиции. Проректор по учеб. и науч. работе (1964–67). Один из создателей казан. комп. шк. Занимался организацией всесоюз. конк. и фест. студентов-комп., обновлением учеб. планов и прогр. комп. факультетов конс.; выступал на всесоюз. и междунар. совещаниях, писал ст. по пробл. муз. образования, комп. творчества. В КГК подгот. большое число учеников.

Среди них: композиторы М. Алексеев, Ф. Ахметов, Э. Бакиров, Р. Белялов, А. Бренинг, Х. и А. Валиуллины, Ф. Васильев, Р. Еникеев, О. Лундстрем, А. Луппов, Л. Любовский, А. Монасыпов, Б. Мулюков, Э. Сапаев, Б. Трубин, Т. Фандеев, Чыргал-Оол, И. Шамсутдинов, М. Яруллин.

В 1945–70 – на каф. спец. фп. По кл. Лемана оконч. конс. 17 студентов-пианистов и 3 ассист.-стажера.

В их числе: Э. Ахметова, И. Губайдуллина, С. Захарова, Н. Мельникова, Ф. Старателева.

Выступал как пианист-солист, в анс. с Н. Брауде (скр.), А. Броуном (влч.) (Трио и Квинтет Шостаковича, Концерт для четырех клавиров с орк. Баха), с певицами Г. Сайфуллиной, Е. Абросимовой, выступал с орк. Лауреат Гос. премии СССР (1952). Засл. деят. иск-в РСФСР (1957), нар. арт. РСФСР (1968), засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1965). Чл. СК. В 1971–98 – проф., зав. каф. композиции МГК. По кл. композиции Лемана в МГК ассист.-стаж. окончили комп. Татарстана С. Зорюкова, С. Беликов.

Осн. соч.: 6 симфоний; симф. композиция «Карелиана»; Тат. рапсодия; Симфония Piccolo для струн. орк.; Концерты для солирующих инструм. с орк. – для фп. (5); для скр. (3), влч. (2), трех фл.; арфы; оратории «Ленин», «Атланты»; Хор. симфония; хор. концерт «Вятские песни»; «Концерт-сольфеджио» для кам. хора; Сонаты: для фп.; скр. и фп. (3); влч. и фп.; фп. и вок. циклы, романсы и песни и др.

Осн. труды: Его музыка живет: К изучению наследия С. Прокофьева // Сов. музыка. 1966. № 4; Нужна научная организация обучения музыковедов // Сов. музыка. 1971. № 7; О национальном и интернациональном началах в современной музыкальной педагогике // Муз. культура народов: Традиции и современность. М., 1973; Внимание и взыскательность: О воспитании творческой молодежи // Сов. музыка. 1993. № 12.