Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Ходжаев Георгий Христофорович (1931–1990), скрипач, ансамблист, педагог. Окончил Ереван. конс. в 1954 (кл. скр. Г.К. Багданяна), аспирантуру ЛГК (кл. скр. Ю.И. Эйдлина). В КГК – 1959–90, преп. кл. скр. на каф. струн. инструм. Зав. каф. кам. анс. (1973–82, 1986–90). Проф. (1973). Засл. деят. иск-в ТАССР (1971). В 1960–64 – первый директор ССМШ при КГК. Во время учебы в аспирантуре работал солистом и в составе трио Ленингр. филармонии. В 1958–59 преп. в муз. уч-ще г. Ханоя (Вьетнам). Вел актив. концертн. деят-ть. Концертир. в Дании (1957), Сирии (1978–80), России. В 1978–81 – проф. кл. скр. в Алеппской конс. (Сирия). В Казани вел актив. концертн. и обществ. деят-ть, выступал с сольн. концертами, в сборных филарм. концертах и др. В фондах Тат. радио есть записи его выступлений с орк. нар. инструм. Был первым исполнителем соч. комп. Татарии.
Среди учеников: Г. Степанов, Н. Французова, Л. Ходжаева, В. Швайнштейн.
Черняев Николай Алексеевич (1923–1986), исполнитель (баян), педагог. Окончил ГМПИ им. Гнесиных в 1959 (кл. А.А. Суркова). В КГК – 1961–86, преп. кл. баяна, анс. Проф. (1980). Зав. каф. нар. инструм. (1976–86). Засл. деят. иск-в ТАССР (1980). Один из создателей каф. нар. инструм. КГК, организатор и участник науч.-метод. конф. муз. уч-щ Поволжья, семинаров по пробл. исполнительства на нар. инструм. Чл. жюри всесоюз., всерос. и регион. конк.
Среди учеников: В. Бирюков, В. Волков, В. Волохов, Н. Гараев, В. Данилочкин, А. Кудрявцев, Ю. Лузанов, В. Майсерик, С. Мутерко, В. Нарыков, В. Строкин, А. Файзуллин, С. Федотов, М. Фолкинштейн (Ульянов).
Шарифуллин Шамиль Камильевич (1949–2007), композитор, педагог, фольклорист. Окончил КГК в 1973 (кл. композиции А.С. Лемана и А.Б. Луппова); ассист.-стаж. МГК в 1981 (кл. Т.Н. Хренникова). В КГК – 1976–2001, на кафедрах теории музыки и композиции. Профессор. Вел муз.-теор. предметы, композицию. Зав. каб. музыки народов Поволжья КГК, организатор и участник полевых фольк. экспедиций. Засл. деят. иск-в РТ (1992), лауреат Гос. премии РТ им. Г. Тукая (2005). Чл. СК.
Среди учеников: Р. Абязов, И. Байтиряк, Р. Гатауллин, А. Кавайкин.
Соч.: балет «Юсуф и Зулейха»; 2 симфонии (2-я – «Диалоги сфер»); концерт для орк. «Җыен» («Сходка»); симф. поэма «Дала» («Степь»); хор. концерты «Мөнәҗәтләр» («Мунаджаты»), «Авыл көйләре» («Деревенские напевы»); оратория-балет «Песнь о цветке», кам.-инстр. произв., более 50 песен.
Труды: Система ангемитонной пентатоники (константные и мобильные свойства) // Пентатоника в контексте мировой муз. культуры. Казань, 1995; Татар халык музыкасы: Балалар музыка мәктәп-ләре өчен = Татарская народная музыка: Программа для ДМШ. Казань, 1997.
Шерман Исай Эзрович (1908–1972), дирижер, педагог. Окончил ЛГК в 1931 (кл. А.В. Гаука, учился также в кл. Н.А. Малько). В КГК – 1951–56, профессор(1956) оперного кл., каф. хор. дирижир. (спец. кл. оперно-симф. дирижир.), худ. рук. орк. кл.; в 1961–66 – проф., зав каф. оперной подготовки. В 1951–52 вел кл. камерного ансамбля. Внес большой вклад в развитие оркестрового исполнительства в Казани. В 1950–60-е с орк. Тат. театра оп. и бал., дополненным преподавателями и студентами КГК, регулярно проводил симфонические концерты, в которых исполнялись произведения Моцарта, Бетховена, Чайковского, Малера, Прокофьева, Шостаковича и др. Постоянно участвовал в концертах пленумов СК ТАССР, под его управлением состоялись премьеры симф. произв. Н. Жиганова, М. Музафарова, А. Лемана, А. Ключарёва и др. комп. Татарии. Засл. арт. РСФСР (1940), нар. арт. Карельск. АССР (1959). В 1931–37, 1945–49 – дирижер Ленингр. Малого театра оп. и бал., в 1937–45 – Ленингр. акад. театра оп. и бал. им. С.М. Кирова. В 1951–55, 1960–66 – гл. дирижер Тат. театра оп. и бал. Постановки в Казани: «Аида» Дж. Верди, «Катерина Измайлова» Д. Шостаковича, «Башмачки» Дж. Файзи, «Дорога победы» и «Намус» Н. Жиганова и др. В 1940–41 – муз. рук. и дирижер оперной студии ЛГК. С 1938 вел кл. дирижир. в Ленингр., затем Горьк. конс.
Среди учеников: О. Лундстрем, А. Монасыпов, М. Эрмлер.
Юдин Михаил Алексеевич (1893–1948), композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Окончил Петрогр. ун-т в 1917, Петрогр. конс. – в 1923 (кл. композиции А.М. Житомирского). В КГК – 1945–48. Профессор. Возглавлял теоретико-комп. и дириж.-хор. ф-ты (1945–47), закладывал основы композиторского и дирижерского образования в КГК. Первый зав. каф. хор. дирижир. (1945–48). Вел кл. композиции, курсы полифонии, хор. лит-ры, чтения партитур. Засл. деят. иск-в ТАССР (1945). Чл. СК. Награжд. медалью «За доблест. труд в Вел. Отеч. войне» (1946). Передал в дар конс. личное собр. нот и книг, которое составило основу библиотеки КГК (1947). Инициатор создания Хор. капеллы при КГК (1946). Автор свыше 90 соч. До 1942 успешно работал в Ленинграде. Преп. (с 1926), проф. (1939–42) ЛГК, вел кл. практического сочинения, муз.-теор. дисц. Организатор Первого творческого объединения комп. Ленинграда (нач. 1930-х), чл. правления Ленингр. орг. СК, рук. детск. и хор. секций.
Осн. соч.: оперы «Фарида», «Через огонь»; симф. поэма «Земля» для хора и орк.; сюита на тат. темы для симф. орк.; Реквием памяти С. Кирова, Оратория к ХХ-летию Октября, кантаты (в т. ч. «О весне и радости», «О Балтике и Ленинграде»), «Героическая оратория», хор. сюиты «По родной стране», «Русская сюита»; балетные этюды «Степан Разин», «Шутка»; 2 концерта для скр. с орк., Концерт для органа и струн. орк. с литаврами; 2 струн. квартета; 4 сонаты для фп., соната для скр. и фп.; вок. цикл «Колонны кричат», романсы и песни; обработки нар. песен и хоры a cappella.