Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Одно полифоническое произведение в оригинале.
2. Произведение крупной формы (I или II-III части классической сонаты или концерта, или вариации).
3. Одно романтическое произведение свободной формы.
4. Два виртуозных произведения, одно из которых - этюд (или два этюда).
По степени трудности программа должна соответствовать выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства.
Время выполнения - 25 минут.
2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники, хроматических гамм;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных и модулирующих).
3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).
ИСПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Две арии (одна зарубежного, другая русского или советского композитора).
2. Один романс.
3. Одна народная песня a capella.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Написать диатонический одноголосный диктант в форме периода в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Время выполнения - 25 минут.
2. Анализ на слух и пение:
- интервалов (мелодических и гармонических) от звука и в тональности;
- ладовых звукорядов диатоники;
- аккордов от звука и в тональности, аккордовых последовательностей (однотональных).
3. Спеть с листа мелодию (диатоническую, в тональностях до 3-х знаков в ключе).
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ПИСЬМЕННЫЙ И УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН)
ПИСЬМЕННАЯ ЧАСТЬ
1. Написать трехголосный диктант с мелодически развитыми голосами.
Время выполнения – 30 минут.
2. Выполнить письменно на выбор:
а) гармонизацию мелодии в малой форме (период, двухчастная репризная) с энгармонической модуляцией и возвращением в главную тональность, с мелодической фигурацией фактуры;
б) досочинение данного тематического зерна (2-4 такта) до малой формы (период, простая двухчастная форма); классическая система гармонии.
Время выполнения – 2 часа.
УСТНАЯ ЧАСТЬ
1. Сыграть на выбор:
а) модуляцию в отдаленный строй с возвращением в главную тональность; форма – расширенный период или простая двухчастная репризная;
б) 3-4 варианта завершенных в разных тональностях построений на основе заданного двутакта с использованием одного и того же альтерированного модулирующего аккорда.
2. Определить форму и структуру (гармоническую или полифоническую) в предлагаемом произведении; материал – гомофонная пьеса, часть сонаты, фуга, инвенция, прелюдия, романс и т. п.
3. Спеть с листа одноголосный пример и голос в трехголосном примере гармонического или полифонического склада; вокальную партию в романсе с сопровождением.
4. Определить на слух элементы гармонической системы: интервалы, аккорды, ладовые звукоряды, гармонические последовательности.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА (УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН)
На экзамен выносится самостоятельно подготовленный абитуриентом рассказ о музыкальном произведении (или группе произведений) или о творчестве композитора. Тема по выбору абитуриента. Рассказ должен иметь форму публичной лекции продолжительностью не более 30 минут. Обязательным является исполнение на фортепиано музыкальных фрагментов по избранной теме (музыкальные примеры играются наизусть). Представляемый на экзамен рассказ-лекция может сопровождаться мультимедийными иллюстрациями (фото, аудио и видео фрагменты), могут быть задействованы возможности компьютерных программ для создания презентаций. Экзамен проводится в аудитории, оборудованной компьютером.
Темы на выбор:
ЗАРУБЕЖНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
И.С. Бах
- Жизнь и творчество
- "Хорошо темперированный клавир"
- Пассионы и мессы
Г.Ф. Гендель
- Жизнь и творчество
- Оратория "Самсон"
К.В. Глюк
- Жизнь и творчество
- Опера "Орфей"
Й. Гайдн
- Жизнь и творчество
- Симфоническое творчество (симфонии N 45, 103, 104)
В.А. Моцарт
- Жизнь и творчество
- Опера "Свадьба Фигаро"
- Опера "Дон Жуан"
- Оперное творчество (обзорная тема).
- Симфоническое творчество (симфонии N 40, 41 - более подробно)
Л. Бетховен
- Жизнь и творчество
- Симфоническое творчество (Симфонии N3, 5, увертюра "Эгмонт" могут быть представлены более подробно)
- Фортепианное творчество (сонаты №8, 14, 21, 23 могут быть представлены более подробно)
Ф. Шуберт
- Жизнь и творчество
- Вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь". Песни
- Инструментальное творчество (Симфония си минор "Неоконченная" может быть представлена более подробно, обзор фортепианных произведений)
Дж. Россини
- Опера "Севильский цирюльник"
Ф. Мендельсон
- Жизнь и творчество
Р. Шуман
- Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество ("Карнавал" - более подробно)
Ф. Шопен
- Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество (Мазурки, Прелюдии, Ноктюрны, Этюды, Полонезы, Баллада N1 g-moll, Соната b-moll)
Ф. Лист
- Жизнь и творчество
Р. Вагнер
- Жизнь и творчество
- Опера "Лоэнгрин"
Дж. Верди
- Жизнь и творчество
- Опера "Травиата"
- Опера "Риголетто"
- Опера "Аида"
- Оперное творчество (обзорная тема)
И. Брамс
- Жизнь и творчество
- Симфоническое творчество (Симфония N 4 - подробно)
Ж. Бизе
- Опера "Кармен"
Г. Берлиоз
- Жизнь и творчество ("Фантастическая симфония" - более подробно)
Ш. Гуно
- Опера "Фауст"
А. Дворжак
- Жизнь и творчество (Симфония N 9 "Из Нового Света", "Славянские танцы" - более подробно)
Э. Григ
- Жизнь и творчество ("Пер Гюнт", Романсы, Концерт для фортепиано с оркестром - более подробно)
К. Дебюсси
- Жизнь и творчество ("Послеполуденный отдых фавна", "Ноктюрны", Прелюдии для фортепиано - более подробно)
М. Равель
- Жизнь и творчество ("Болеро" - более подробно)
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
М.И. Глинка
- Жизнь и творчество
- Опера "Жизнь за царя"
- Опера "Руслан и Людмила"
- Симфоническое и камерно-вокальное творчество ("Камаринская", "Испанские увертюры", "Вальс-фантазия", романсы)
А.С. Даргомыжский
- Жизнь и творчество (Опера "Русалка", Романсы и песни - более подробно)
М.А. Балакирев
- Жизнь и творчество ("Исламей", Увертюра на темы трех русских песен - более подробно)
А.П. Бородин
- Жизнь и творчество («Князь Игорь, Симфония N 2 "Богатырская". Романсы - более подробно)
- Опера "Князь Игорь"
М.П. Мусоргский
- Жизнь и творчество
- Опера "Борис Годунов"
Н.А. Римский-Корсаков
- Жизнь и творчество
- Оперное творчество (обзорная тема или по отдельности оперы "Снегурочка", "Садко", "Царская невеста", "Золотой петушок")
П.И. Чайковский
- Жизнь и творчество
- Опера "Евгений Онегин"
- Опера "Пиковая дама"
- Симфоническое творчество (можно отдельной темой только Симфонии N 4, 5, 6)
- Балетный театр («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»)
А.Н. Скрябин
- Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество (Фортепианные прелюдии. Этюды. Поэмы ор. 32. Соната N 4 - более подробно)
- Симфоническое творчество (Симфония N 3. "Поэма Экстаза" - более подробно)
С.В. Рахманинов
- Жизнь и творчество
- Фортепианное творчество (Прелюдии, Этюды-картины, Концерт для фортепиано с оркестром N2, Рапсодия на тему Паганини)
С.И. Танеев
- Жизнь и творчество (Симфония до-минор, Кантата "Иоанн Дамаскин" - более подробно)
А.К. Глазунов
- Жизнь и творчество
А.К. Лядов
- Жизнь и творчество (Восемь русских песен для оркестра, "Кикимора". "Волшебное озеро" - более подробно)
И.Ф. Стравинский
- Жизнь и творчество
- Балеты для «Русских сезонов»: "Петрушка", "Весна священная", "Жар-Птица"
Н.Я. Мясковский
- Симфоническое творчество
С.С. Прокофьев
- Жизнь и творчество
- Балет "Ромео и Джульетта"
- Опера "Война и мир"
- Фортепианное творчество (Концерт N 3, сонаты N6,7, "Мимолетности" - более подробно)
Д.Д. Шостакович
- Жизнь и творчество
- Симфоническое творчество (Симфонии N 5, 7, 8 - более подробно)
- Опера "Катерина Измайлова"
А.И. Хачатурян
- Жизнь и творчество (Концерт для скрипки с оркестром, Балет "Спартак"- более подробно)
Г.В. Свиридов
- Жизнь и творчество ("Поэма памяти Есенина", "Курские песни" - более подробно)
КОЛЛОКВИУМ
1. Исполнение программы по фортепиано:
- полифоническое произведение;
- крупная форма (I или II, III части сонаты);
- пьеса.
2. Собеседование, которое ставит своей целью выявление общего уровня подготовки абитуриента к дальнейшему обучению, его способностей к реализации творческих проектов в различных областях музыкальной культуры, в системе образования и управления в области музыкального искусства, в музыкально-общественной жизни.
ПОКАЗ СОЧИНЕНИЙ И НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1. Поступающий должен представить свои сочинения, свидетельствующие о наличии хороших творческих данных и композиторских навыков. На экзамен представляются как инструментальные произведения (преимущественно малой формы), так и вокальные – сольные и хоровые произведения различных жанров.
2. Поступающий должен написать творческую работу, включающую в себя несколько различных заданий, и затем исполнить их перед комиссией.
Время выполнения – 3 часа.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства. Абитуриент должен также показать соответствующие приемным требованиям знание музыкальной литературы и музыкально-теоретических дисциплин, умение импровизировать на заданную комиссией тему, доразвить заданный мотив до определенной формы.
В рамках коллоквиума поступающий исполняет следующую программу по фортепиано:
1. Одно полифоническое произведение.
2. Крупная форма (I или II-III части сонаты).
3. Этюд.
4. Пьеса.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Поступающий должен:
1. Написать трехголосный диктант (тонально-гармоническая организация в форме периода с мелодически развитыми голосами, с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности 1 степени родства).
Время выполнения – 30 минут.
2. Выполнить письменно гармонизацию мелодии протяженностью 8-10 тактов, которая включает аккордовые и неаккордовые звуки, отклонения и модуляции в тональности 1 степени родства.
Время выполнения – 2 часа.
3. Сделать гармонический и структурный анализ музыкального произведения средней трудности.
4. Определить на слух:
- звукоряды диатонические и хроматические;
- диатонические и хроматические интервалы с разрешением в тональностях и от звуков;
- трезвучия, септаккорды и их обращения с разрешением в тональностях и от звуков;
- гармонические последовательности в форме периода, однотональные и модулирующие в тональности 1 степени родства.
5. Спеть с листа одноголосный пример и голос в трехголосном примере гармонического или полифонического склада.
ИСПОЛНЕНИЕ СОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Одно полифоническое произведение в оригинале.
2. Произведение крупной формы (I или II-III части классической сонаты или концерта, или вариации).
3. Одно романтическое произведение свободной формы.
4. Два виртуозных произведения, одно из которых - этюд.
По степени трудности программа должна соответствовать выпускной программе музыкального училища или средней специальной музыкальной школы.
КОЛЛОКВИУМ
Коллоквиум выявляет общекультурный уровень абитуриентов, их эстетические взгляды, эрудицию в области музыкального искусства, знание основных этапов и закономерностей развития истории музыки, знание литературы по своей специальности, музыкальной терминологии, навыки чтения нот с листа, понимание содержания, формы и стилистических особенностей исполняемых произведений.
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
1. Написать двухголосный диктант в форме периода с мелодически развитыми голосами, хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства. Время выполнения - 25 минут.
2. Определить на слух аккордовые последовательности в виде отдельных оборотов, а также в форме предложений, периодов (однотональные и модулирующие в тональности I степени родства).
3. Спеть с листа одноголосные и двухголосные отрывки из музыкальных произведений (с хроматизмами, отклонениями и модуляциями в тональности I степени родства).