Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

КОНЦЕРТНЫЙ СЕЗОН 2022

2 июня - день памяти основателя и первого ректора Казанской государственной консерватории, выдающегося композитора и музыкально-общественного деятеля, народного артиста СССР, профессора Назиба Гаязовича Жиганова.

 

Сегодня ректор вуза Вадим Дулат-Алеев вместе с профессорами консерватории почтили память Назиба Гаязовича и возложили цветы к его памятнику.

***

Публикуем фрагмент статьи "Назиб Жиганов: личность, творчество, контексты истории" доктора искусствоведения, профессора В.Р.Дулат-Алеева, посвященной личности и творчеству Назиба Жиганова.

"Назиб Жиганов – самая крупная фигура татарской музыкальной культуры XX века. Высказать такую оценку позволяют результаты его многогранной деятельности, значение которой с течением времени лишь возрастает.
С именем Жиганова в истории татарской музыки связано очень много значительных событий и важных свершений. Он не только крупнейший композитор, прошедший более чем полувековой творческий путь и оставивший самое обширное творческое наследие. Жиганов – самый разносторонний и результативный деятель татарской музыкальной культуры. Практически все ныне функционирующие организации музыкальной культуры Татарстана (Казанская консерватория, Татарский театр оперы и балета, Государственный симфонический оркестр, Союз композиторов, Средняя специальная музыкальная школа при консерватории) обязаны либо своим возникновением, либо своим становлением творческой энергии Назиба Жиганова.

Влияние Жиганова на музыкальную культуру Татарстана было очень мощным, а во многих случаях – определяющим. 

<...>
Композитор-мастер. Творчество Жиганова прекрасно вписывается в контекст всей мировой музыки, причем в качестве ее “конвертируемой” составляющей. Произведения татарского композитора являются образцами профессионального мастерства не только в масштабах национальнной музыки. Жиганов прекрасно знал профессиональную традицию, что позволило ему заложить основу для формирования татарской композиторской школы. В этом роль Жиганова может быть сопоставлена с деятельностью Римского-Корсакова, который поставил на прочный фундамент не только русскую композиторскую школу, но и через своих учеников заметно повлиял на развитие национальных композиторских школ народов России.
Жиганов владел практически всеми приемами музыкального письма классико-романтической традиции, обогащенными национальным своеобразием музыкального языка. Более того, творческий потенциал композитора опирался на крепкую, веками проверенную систему профессионализма. Не случайно Жиганов построил систему академического музыкального образования в Татарстане, завоевавшую прочные позиции в Среднем Поволжье и Приуралье, а ныне пользующуюся заслуженным авторитетом по всей стране и за рубежом.
Композиторское мастерство позволило Жиганову внести весомый вклад в развитие едва ли не всех музыкальных жанров. Благодаря ярко выраженному национальному татарскому своеобразию, академические жанры новоевропейской традиции обретали в произведениях Жиганова свежесть и новизну звучания.
Остается сожалеть, что Жиганов не оставил учебников, запечатлевших его профессиональный опыт. Но это отсутствие компенсируется его произведениями, по которым можно учиться композиторскому мастерству, а также его прямыми и косвенными учениками, продолжающими жигановские традиции.
В год 90-летия со дня рождения мастера, его имя было присвоено основанной им Казанской государственной консерватории.

<...>
Своей творческой деятельностью Жиганов создал “золотой запас”, позволяющий татарской музыкальной культуре с оптимизмом смотреть в будущее. А получившим такое наследство необходимо его сохранить, не разменять на мелкую (хотя и более ходовую) монету и по мере сил приумножить. Возможности для этого Назиб Жиганов нам предоставил".

Дома в рабочем кабинете. Казань, 1957 год
 Дома в рабочем кабинете. Казань, 1957 год
На пленуме Союза композиторов Татарии. Начало 60-х годов.Слева направо: Л.Афанасьев (Москва), Х.Ахметов (Башкирия), Ф.Лукин (Чувашия),Н.Жиганов (Татария), Д.Кабалевский (Москва), А.Леман и Дж.Файзи (Татария)
 На пленуме Союза композиторов Татарии. Начало 60-х годов.
Слева направо: Л.Афанасьев (Москва), Х.Ахметов (Башкирия), Ф.Лукин (Чувашия),
Н.Жиганов (Татария), Д.Кабалевский (Москва), А.Леман и Дж.Файзи (Татария)
В президиуме III съезда композиторов СССР. Москва, 1962 год.Слева направо: К. Ф. Данькевич, Н. Г. Жиганов, Т. Н. Хренников
 В президиуме III съезда композиторов СССР. Москва, 1962 год.
Слева направо: К. Ф. Данькевич, Н. Г. Жиганов, Т. Н. Хренников
С Георгием Свиридовым. Москва, 70-е годы
 С Георгием Свиридовым. Москва, 70-е годы
С композитором Кара Караевым. Москва, 1979 год
 С композитором Кара Караевым. Москва, 1979 год

 

Статья опубликована в кн.: Назиб Жиганов: Статьи. Воспоминания. Документы: В 2 т. /Казанск. консерватория; Музей-квартира Н. Жиганова; Сост.: Н. Жиганова, З. Салехова. – Казань, 2004 – 2005. – Т. 1. - С. 184 – 192.