Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Абдуллин Азгар Ханифович (1923–1993), дирижер, композитор, музыковед, педагог. Окончил дирижерско-хоровой факультет КГК в 1952 (кл. С.А. Казачкова), аспирантуру МГК – в 1955. Канд. иск. (1971). Дис.: «Татарская народная песня (тематика, жанры и некоторые особенности народного исполнительства)». В КГК – 1952, 1955–93. Профессор (1983) кафедры хорового дирижирования, профессор (1992) кафедры татарской музыки (курсы дирижирования, чтения партитур, пед. практики, хоровой лит-ры, аранж.). Засл. деят. иск-в ТАССР (1989). Представитель правления Хорового общества ТАССР (1958–75), член президиума Всероссийского хорового общества (1959–77), почетный член ВХО (1983). Муз. рук. и дирижер ТГАТ им. Г. Камала (1957–67), хормейстер и дирижер Татарского  театра оперы и балета (1958–59), худ. рук. Государственного ансамбля песни и танца РТ (1967–68), организатор и руководитель самодеятельных хоров. Автор обработок для хора татарских народных песен, музыки к 4 драм. спектаклям, сост. и ред. репертуарных сборников. Участник Вел. Отеч. войны. Награжден медалями «За отвагу», «За победу над Японией».

Среди учеников: В. Гараева, Н. Емельянов, М. Кашипов, А. Мамонтов, В. Чепкасов, А. Щербаков.

Труды: Татарское народное музыкальное творчество // Муз. культура Сов. Татарии. М., 1959; Татарские народные песни. М., 1963; Тематика и жанры татарской дореволюционной песни // Вопр. тат. музыки. Казань, 1967 и др.

Антонов Дмитрий Константинович (1946–2007), флейтист, педагог. Окончил КГК в 1976 (кл. А.Е. Геронтьева). В КГК – 1981–2007, преподавал на кафедре духовых инструментов, профессор (2005). Заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов (1996–97). На кафедре камерного ансамбля – 2003–2007.  Заслуженный артист РТ (1992). Артист оркестра Татарского театра оперы и балета, солист группы флейт и группы ударных инструментов Государственного симфонического оркестра РТ, солист ансамбля «Барокко». Работал в музыкальных училищах Альметьевска, Нижнекамска, Казани. Владел большим флейтовым репертуаром. Участник камерных ансамблей, премьерных исполнений музыки И. Якубова, Р. Калимуллина, Л. Любовского, А. Миргородского и других композиторов РТ, международных фестивалей: современной музыки (Кишинёв, 1991), молодых композиторов (С.-Петербург, 1990), «Европа – Азия» (Казань), выступал на фестивалях, пленумах и съездах СК РТ. Член жюри региональных конкурсов исполнителей на духовых инструментах (Чебоксары, 1990; Казань, 1993, 1996). Председатель Республиканских методических чтений (1990, 1992, 1996). Подготовил много высокопрофессиональных флейтистов, работающих в России и Европе.

Среди учеников: В. Захаров, В. Порфирьева, А. Смирнова.

Труды: А.С. Миргородский. Произведения для флейты-соло и флейты с фортепиано / Сост. и муз. ред. Д.К. Антонов. Казань, 2000; Ave Maria: для инструментального трио (флейта, виолончель, фортепиано) / Транскрипция А. Миргородского; Сост. и муз. ред. Д.К. Антонов. Казань, 2006 и др.

Апресов Владимир Григорьевич (1915–1982), пианист, педагог. Окончил Бакинскую консерваторию в 1938 (кл. Г.Г. Шароева), МГК – в 1940 (кл. М.В. Юдиной). В КГК – 1945–66, 1980–82; профессор кафедры специального фортепиано (1980). В 1947–64 – проректор по научной и учебной работе. Засл. деят. иск-в ТАССР, РСФСР (1957, 1972). Дипломант Всесоюзного конкурса пианистов (1938).

В репертуаре: произведения Бетховена («Аппассионата», 32 вариации, Концерт №5 для фп. с орк.), Шопена (24 этюда, 4 баллады, Соната си-бемоль минор), Листа (Концерт №1 для фп. с орк., Соната си минор), Чайковского (Концерт №1 для фп. с орк.), Шостаковича (Соната для виол. и фп., Трио, Квинтет) и др. По классу Апресова В.Г. окончили консерваторию 29 студентов и 2 аспиранта.

Среди учеников: Т. Ахметов, И. Ванечкина, Л. Величковская, М. Губайдуллина, А. Луппов, А. Миркина, Н. Сабитовская, В. Спиридонова, К. Шашкина.

Труды: К вопросу о программности Сонаты ор. 110 Бетховена // Из пед. опыта Казан. конс. Казань, 1996.

Афанасьев Вадим Алексеевич (1932-2015), скрипач, дирижер, педагог. Окончил МГК в 1956 (кл. скр. Ю.И. Янкелевича). В КГК – с 1957, преподаватель класса скрипки. Профессор (1992). В 1986–93 – заведующий кафедры скрипки, в 1993–2004 – заведующий объединенной кафедрой струнных инструментов. С 2004 – руководитель кафедры скрипки. Заведующий кафедрой камерного ансамбля в 1957–58, 1980–82, 1990–93. Засл. деят. иск-в ТАССР(1978) и РФ (2002). В 1964–69 – директор ССМШ при КГК. В 1956–67 – преподаватель в КМУ. С 1960 вел класс скрипки в ССМШ при КГК. Участвовал в работе жюри региональных и всероссийских конкурсов скрипачей (Казань, 1982, 1997, 2008). Вел активную концертную деятельность. Выступал с сольными концертами. Первый исполнитель ряда сочинений композиторов РТ. С 1956 выступал в дуэте с пианисткой Ф.П. Старателевой. В программе дуэта: сочинения отечественных и зарубежных композиторов. С 1979 возглавлял Камерный оркестр КГК. Оркестр гастролировал в России и Германии, выступал с солистами Р. Абдуллиным, Н. Петровым, А. Севидовым, Е. Михайловым, М. Ахметовым, А. Кошванцом. Подготовил свыше 150 скрипачей.

Среди учеников: А. Абдуллина, Л. Ахметова, Ю. Виват, В. Дуркина, Ф. Закирзянова, Л. Зиадуллина-Галямова, А. Латыпова, А. Лаптева, Л. Лев, Л. Левицкая, А. Мишарина, Н. Очкасова, Н. Рычкова, Д. Шарифуллин.

Байрашева Зюгра Гиреевна (1906–1984), певица (лирич. сопрано), педагог. Получила образование в КМУ у Е.Г. Ковельковой. Окончила МГК в 1931 (класс сольного пения В.Н. Петровой-Званцевой, Л.Я. Шор-Плотниковой, оперной подготовки – Н.С. Голованова, Л.В. Баратова), Татарскую оперную студию при МГК – в 1938 (кл. Н. Райского). В КГК – 1947–72, 1983–84. Профессор (1962), заведующая кафедрой сольного пения (1955–71). Нар. арт. ТАССР (1967). В 1938–48 – солистка Татарского театра оперы и балета.

Основные партии: Микаэла («Кармен» Ж. Бизе), Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Маргарита («Фауст» Ш. Гуно), Татьяна («Евгений Онегин» П. Чайковского), Райхана, Бибисара, Сажида, Аембике («Качкын», «Ирек», «Ильдар», «Тюляк» Н. Жиганова). Первая исполнительница центральных партий в первых татарских операх. Участница всесоюзных конференций по вопросам подготовки вокальных кадров в вузах. В 1972–83 – профессор, заведующая кафедрой Уфимского института искусств. По классу вокального ансамбля Байрашевой З.Г. окончило консерваторию свыше 100 певцов, среди которых – видные представители казанской и уфимской вокальных школ.

Среди учеников: Е. Абросимова, И. Газиев, Р. Гареев, Э. Заляльдинов, И. Ишбуляков, Ф. Кильдиярова, В. Лазько, Н. Лучинина,  В. Мустафин, Г. Сайфуллина, П. Солнцев, В. Тирон, З. Хисматуллина, В. Храмов, И. Шакиров, К. Шамсутдинова, К. Якубов.

Труды: Опыт работы с национальными певцами в Казанской государственной консерватории // Из пед. опыта Казан. конс. Казань, 1996.

Басовский Семён Зеликович (1922–2000), альтист, педагог. Окончил КГК в 1950 (кл. скр. Н.В. Брауде). В КГК вел класс скрипки и альта. В 1953–55 работал также на кафедре камерного ансамбля. Вел класс квартета. Профессор (1993). Заведующий учебной частью (1950–58), декан исполнительских факультетов (1958–67), проректор по учебной и научной работе (1967–76). Заведующий кафедрой общенаучных дисциплин (1984–1989). Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1970). Участник Квартета КГК (1952–55). Автор переложений для альта. Подготовил свыше 100 выпускников. Участник Вел. Отеч. войны. Кавалер ордена Кр. Звезды (1944), ордена Отеч. войны (1986).

Среди учеников: П. Каплуновский, И. Корохов, Т. Лаврухина, Н. Лаптев, П. Леонов, Л. Певзнер, С. Савров, Д. Степановский, О. Хабибуллина, А. Шуркин.

Бахтиярова Чулпан Накибовна (1926-2013), музыковед, педагог. Окончила КГК в 1951 (кл. Я.М. Гиршмана), аспирантуру Академии обществ. наук при ЦК КПСС – в 1964. Канд. иск. Дис.: «О процессе взаимообогащения и сближения национальных музыкальных культур (на примере развития татарской музыкальной культуры)» (1964, науч. рук. – Б.М. Ярустовский). В КГК – 1971–89, доцент. Вела историю заруб. музыки, историю тат. музыки, лекторскую практику, основы редактирования. Зав. кафедрой истории музыки (1981–82). Проректор по научной и концертной работе (1973–86). Организатор ряда крупных науч. конф., проводившихся в КГК, в т. ч. Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Взаимообогащение национальных музыкальных культур» (ноябрь 1981). Член СК. Засл. деят. иск-в ТАССР (1977). Сост. и отв. ред. сб. науч. тр. КГК, в т. ч.: Учен. зап. Казан. конс. Казань, 1973. Вып. 5; Муз. культура народов Поволжья: Сб. науч. тр. М., 1978; Нар. и проф. музыка народов Поволжья: Сб. тр. М., 1981. Вып. 56.

Основные труды: Государственный ансамбль песни и танца Татарской АССР. Казань, 1957; Фахри Насретдинов. Казань, 1957; Фарид Яруллин. Казань, 1960; Перед декадой татарского искусства (совм. с З. Хайруллиной) // Сов. музыка. 1957. № 4; Обновление народно-национальных традиций // Национальное и интернациональное в татарской музыке. М., 1964; Национальное и интернациональное в татарской музыке // Музыка и современность. М., 1967. Вып. 6; Слово об авторе // Песни Фарида Яруллина. Казань, 1973; Музыка в интернациональном воспитании // Учен. зап. Казан. конс. Казань, 1973. Вып. 5; Татарская музыка // БСЭ. М., 1976. Т. 25; Татарская музыка // Муз. энц. М., 1981. Т. 5.

Белялов Рафаэль Нуриевич (1940–1999), композитор, педагог. Окончил КГК по двум специальностям: «Композиция» (1966, кл. А.С. Лемана) и «Фортепиано» (1972, кл. И.А. Губайдуллиной), аспирантуру (1969, кл. композиции А.С. Лемана). В КГК – 1965–99. В 1965–72 – на кафедре истории и теории музыки, 1973–99 – на кафедре композиции. Доцент. Вел спец. кл. композиции, курсы анализа муз. произведений, чтения симф. партитур, инструментовки. Чл. СК. Засл. деят. иск-в ТАССР (1980), награжд. орденом «Знак Почета» (1991). Лауреат Всероссийской премии им. Я. Френкеля (1995), дипломант Международного конкурса сочинений для фортепианного дуэта (Токио, 1995, 1998).

Среди учеников: Р. Абдуллин, Р. Ахиярова, Л. Батыр-Булгари, И. Давлетшин, Р. Ильясов, В. Харисов.

Соч.: мюзикл «Джесси Найслэнд», Концерт для фп. с орк., Концерт-каприччио для фп. с орк., для скр. с орк., Концерт-симфония для скр. с орк., Симф. сюита для деревян. дух. инструм., Фольклор-сюита для скр. и фп., Концертная сюита для двух фп., Рапсодия для двух фп. и ударн., Тат. рапсодия для двух фп., Латышск. рапсодия для двух фп., сюита «Рамазан», Концертное сольфеджио для хора и фп., романсы и песни, обработки тат. нар. песен.

Берлин-Печникова Минна Давыдовна (1892–1969), пианистка, концертмейстер, педагог. Окончила Петроградскую консерваторию в 1916 по классу фортепиано О.К. Калантаровой со званием свободного художника. В КГК – 1945–69. Первая зав. кафедрой общего фортепиано (1948–62). Профессор (1962). Преподаватель фортепиано у музыковедов, руководитель пед. практики студентов фортепианного факультета, вела класс фортепианного ансамбля. В 1947–50 – зав. учеб. частью. Преподаватель спец. фортепиано в КМУ (1942–51). Многие годы выступала в сольных концертах, а также в составе камерно-инструментального ансамбля с фаготистом Н.Г. Зуевичем, фортепианных дуэтов с педагогами кафедры фортепиано Л.Г. Величковской, С.Д. Гажеевой и Р.Г. Мусиной. Автор переложений для фортепиано в 4 руки произведений А. Ключарёва, Дж. Файзи, Н. Жиганова, составитель многочисленных сборников пед. репертуара для фортепиано.

Труды: Фортепианные пьесы для детей / Под ред. М.Д. Берлин-Печниковой. Казань, 1957.

Борисенко Юрий Владимирович (1946-2016), певец (бас), педагог. Окончил Новосибирскую консерваторию в 1971 (кл. В.Е. Дидковского). В КГК – с 1978. Профессор (2005) кафедры сольного пения. Нар. арт. ТАССР (1980), Каракалпак. АССР (1980). Засл. арт. РСФСР (1984). В 1968–73 – солист Новосибирского театра оперы и балета, с 1973 – Татарского театра оперы и балета. Исполнитель ведущих партий в операх Дж. Верди, Ш. Гуно, Дж. Россини, М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Получил известность и как камерный певец, исполнитель разнообразного в стилевом и жанровом отношениях репертуара.

Среди учеников: А. Беляев, В. Васильев, А. Митров, А. Нургаянов, А. Тихомиров.