О консерватории

Жиганов Назиб Гаязович (1911–1988), композитор, музыкально-общественный деятель, педагог. Засл. деят. иск-в ТАССР (1939), РСФСР (1940), нар. арт. СССР (1957), проф. (1953). Первый ректор Казан. конс. (1945–88). Окончил МГК в 1938 (кл. композиции Г.И. Литинского, кл. инструментовки Б.М. Лятошинского). Внес крупный вклад в развитие отеч. муз. культуры. С именем Жиганова связан ряд важных событий истории муз. культуры Татарстана: исполнением его Первой симфонии в 1937 открылась Тат. филармония, постановкой оперы «Качкын» («Беглец») в 1939 – Тат. театр оп. и бал. В 1939–77 – пред. орг. комитета, правления СК ТАССР, в 1941–43 – худ. рук. Тат. театра оп. и бал. Выступил инициатором открытия Казан. конс. Его деятельность в качестве ректора консерватории была направлена на создание в Казани вуза, развивающего лучшие традиции отеч. муз. образования. Пригласил в Казань целый ряд видных музыкантов, талантливых выпускников Моск. и Ленингр. конс., сформировал факультеты и кафедры по всем основным спец. муз. иск-ва ХХ в. Систематически развивал материальную базу вуза (укрупнение учеб. корпуса, строительство Актового зала конс. и студ. общежития, установка большого и малого органов и др.). Выступил инициатором открытия Ср. спец. муз. школы при Казан. конс. (1960), создания Гос. симф. орк. (1967) и сыграл ведущую роль в формировании системы проф. муз. культуры и муз. образования в Татарстане. Творч., пед. и организаторск. деятельность Жиганова оказала огромное влияние на формирование тат. комп. школы, развитие муз. культуры в нац. респ. Поволжья и Приуралья. В творчестве комп. сформировался нов. тип тат. оперно-симф. мелодики, откристаллизовались формы и приемы, ставшие (в 1950–80-е) стилистич. образцом для композиторск. письма на интонацион. основе пентатонных муз. культур. Стиль Жиганова характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, нац. самобытностью и вместе с тем опорой на традиции рус. и заруб. классики. Выдающиеся произведения Жиганова и его организаторская деятельность способствовали междунар. признанию тат. музыки и Казан. конс. При его активном участии были проведены Декада тат. иск-ва в Москве (1957), I Междунар. конф. по пентатонике в Казани (1958), его опера «Джалиль» ставилась в Большом театре СССР (1959) и Пражском нац. театре (1960). Класс инструментовки Жиганова окончили ставшие видными деят. тат. муз. культуры композиторы Ф. Ахметов, Р. Белялов, Р. Еникеев, Р. Калимуллин, Л. Любовский, А. Монасыпов, Б. Мулюков, Б. Трубин, Ш. Шарифуллин, М. Яруллин, а также мн. ведущие комп. нац. респ. РСФСР, целенаправленно приезжавшие учиться в возглавляемую Жигановым Казан. конс. Вел актив. муз.-обществ. деятельность: чл. правления СК СССР (с 1948), секретарь правления СК РСФСР (с 1957), СССР (с 1962), чл. Ком-та по Респ. премиям им. Г. Тукая (с 1958), чл. комитетов по присуждению Ленинск. и Гос. премий в обл. лит-ры и иск-ва при Совете Министров СССР (с 1961). Неоднократно избирался деп. ВС РСФСР (1951–59), ТАССР (1963–67 и 1971–88), СССР (1966–70). Деятельность Жиганова отмечена гос. наградами: Герой Соц. Труда (1981), лауреат Гос. премии СССР (1948, 1950, 1970), Гос. премии ТАССР им. Г. Тукая (1958); награжд. орденами: Ленина (1950), Труд. Кр. Знамени (1971), «Знак Почета» (1945, 1961), медалями. Имя Жиганова присвоено одной из малых планет (1997). С 2001 имя своего основателя носит Казан. конс.

Осн. соч.: оперы «Качкын» (1938, либр. А. Файзи), «Ирек» (1940, либр. З. Сафина), «Алтынчач» (1941, либр. М. Джалиля), «Ильдар» (1942, либр. М. Джалиля; во 2-й ред. «Дорога победы», 1954), «Тюляк» (1944, либр. Н. Исанбета; во 2-й ред. «Тюляк и Су-Слу», 1967), «Шагыйрь» (1947, либр. А. Файзи), «Намус» (1950, либр. А. Исхака), «Джалиль» (1957, либр. А. Файзи); балеты «Фатых» (1943), «Зюгра» (1944, 2-я ред. 1969), «Нжери» (1969); 17 симфоний; симф. поэма «Кырлай» (1946), Сюита на тат. темы для симф. орк. (1949), увертюра для симф. орк. «Нафиса» (1952, по мотивам романа Г. Баширова «Намус»), «Симф. новеллы» (1963), «Симф. песни» (1965); кантаты «Республика моя» (1960, сл. Н. Арсланова), «Здравствуй, Москва!» (1980, сл. Р. Хариса); фп. циклы «Альбом для детей» (1946), Сюита для фп. (1962), Десять пьес для фп. (1972), «Двенадцать зарисовок» (1976), «Матюшинские эскизы» (1980); кам.-инстр. соч., романсы и песни (всего около 80), обработки нар. песен.

ФГБОУ ВО «Казанская государственная консерватория имени Н. Г. Жиганова» собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) для функционирования сайта. Если Вы продолжите пользоваться нашим сайтом, мы будем считать, что Вы даете СОГЛАСИЕ на обработку ваших данных

Закрыть