О педагоге
Родился в поселке Байрач (Туркменская ССР) в семье музыканта, его предки одни из великих туркменских бакши, является музыкантом в седьмом поколении. Уже в раннем возрасте проявлял интерес к музыке, обучался игре на дутаре, далее фортепиано. В 2003 году окончил ССМШИ при Туркменской национальной консерватории (по классу фортепиано). За период обучения стажировался у педагогов МГК им. П. И. Чайковского как В. В. Кастельский, Л. Н. Наумов, А. Г. Скавронский, И. Л. Худолей; по композиции — Т. А. Чудовой; по камерному ансамблю — Н. Л. Коган; по джазовой импровизации — Д. Б. Крамера. Активно выступал на различных международных и национальных конкурсах. Занимался композицией и оркестровкой с единственным учеником А. Шнитке, заслуженным деятелем искусств Туркменской ССР Реджепом Аллаяровым (р. 1930—2018). В 2005 году окончил Туркменское государственное музыкальное училище им. Д. Овезова (по классу фортепиано). На протяжении восьми лет был клавишником и аранжировщиком джазового коллектива «Нурана», активно гастролировал по России и зарубежью, выступал в знаменитых джазовых клубах Москвы, играл на одной сцене с Сергеем Манукяном и Валерием Гроховским. С 2005 года начал профессионально заниматься аранжировкой, работал с Заслуженными и Народными певцами Туркменистана и Татарстана. Принимал участие над созданием песен для всех правительственных и спортивных мероприятий.
В 2017 году Мердан Бяшимов окончил Казанскую государственную консерваторию им. Н. Г. Жиганова по классу композиции у заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, Республики Мордовия Бориса Николаевича Трубина (р. 1930—2021).
Симфонические и камерные произведения исполнялись в Москве, Казани, Ярославле, Сочи, Саранске, Ашхабаде (Туркменистан), Ташкенте (Узбекистан). Участвовал в мастер-классах Оскара Бьянки, Эндрю Туви, Рафаэля Сендо, Мехди Хоссейни, Дмитрия Курляндского, Николая Хруста.
Стипендиат Международного благотворительного фонда «Новые имена» (1998, 1999, 2000).
Участник Всероссийского фестиваля симфонической музыки молодых композиторов России «Композитор 2.0» (г. Ярославль, 2016 год).
Лауреат IV конкурса молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера в рамках Зимнего международного фестиваля искусств (Сочи, 2018).
Дипломант Международного конкурса композиции им. Б. Бартока (г. Будапешт, 2018).
Лауреат Открытого Всероссийского конкурса композиторов на лучшее сочинение для камерного оркестра La Primavera (Казань, 2006).
Лауреат I премии V конкурса молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера в рамках Зимнего международного фестиваля искусств (Сочи, 2019).
Стипендиат X Академии молодых композиторов (г. Чайковский, 2020).
Проходил профессиональное обучение на курсах звукорежиссуры в Pro-Sound Music (Москва, 2020) и MusicHeads (Москва, 2021).
СПИСОК СОЧИНЕНИЙ
Симфонические произведения:
Концертино для двух фортепиано с оркестром «Ýyldyzdan Ýyldyza» («От звезды к звезде») (2009);
Пьеса для симфонического оркестра «Yşk» («Луч») (2010);
Пьеса для симфонического оркестра «Şazada» («Шазада») (2015);
Пьеса для симфонического оркестра «Meýil» («Мейил») (2015);
Пьеса для симфонического оркестра «Ümsümlige sowal» («Вопрос тишине») (2016);
Одночастный концерт для фортепиано с оркестром «Demim» («Вздох») (2017).
Для камерного оркестра:
Пьеса для камерного струнного оркестра «Ýel peselende» («Когда стихнет ветер») (2018).
Камерно-вокальные произведения:
«Китэ» пьеса для пяти не академических вокалисток, скрипки и фортепиано (2010);
«Tenha» («Одинокий») пьеса для трех не академических вокалисток, альта и фортепиано (2015);
Обработка татарской народной песни «Мерхебэ» для голоса, фортепиано и дарбуки (2015);
«Были…» пьеса на библейский текст из Второго соборного послания святого апостола Петра (глава II, строка 1) для вокального квартета, струнного квартета, фортепиано, бас-гитары и ударных (2016);
Обработка туркменской народной песни «Bakan gyz» («Ее взгляд») для голоса, фортепиано и дарбуки (2016).
Камерно-инструментальные сочинения:
Обработка туркменской народной песни «Maral geldy» («Марал пришла») для кларнета, скрипки, альта, виолончели и фортепиано (2010);
«Фото» для скрипки, альта, виолончели и фортепиано (2015);
Фортепианный квинтет «Howsala» («Смятение») (2016);
Цикл пьес на мордовские темы для фортепианного квинтета (2016);
Обработка татарской народной песни «Апипа» для фортепиано, бас-гитары и ударной установки (2016);
«Музыкальный момент» для сопрано саксофона и фортепиано (2016);
Квартет для двух скрипок, альта и виолончели «Szavazas» (венгр. «Голоса») (2020);
«Canticum meam» (лат. «Песня души») для ансамбля из 16 исполнителей (2020);
Фортепианный квинтет «Light of the Wave» (2020);
Kinisi (греч. «форма существования материи, непрерывный процесс развития материального мира. «нет материи без движения и движения без материи») для большого ансамбля (2020).
Малая форма:
«Друзьям» для фортепиано (2000);
Пьеса для фортепиано №1 (2010);
Пьеса для фортепиано №2 (2015);
Non requiem (на тему «Recordare» из Реквиема А. Шнитке) для фортепиано (2016);
«Снежинка» пьеса для фортепиано (2018);
Песня для мужского голоса и фортепиано на стихи Гурбанназара Эзизова «Eneme» («Мой матери») (2020).