О педагоге
Сфера научных и педагогических интересов:
семантика музыкального текста, жанр симфонии в зарубежной и отечественной музыке, музыкально-прикладные направления.
Кандидат искусствоведения (2006). Дисс.: «Лейтмотив в русской симфонии» (Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, 2006; научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор О.В. Соколов).
Образование:
В 2002 г. окончила Нижегородскую государственную консерваторию имени М.И.Глинки по специальности «Музыковедение» (спец. класс доктора искусствоведения, профессора О.В. Соколова), а также по специальности «Музыкальная фольклористика» (класс канд. иск., профессора Н.Д. Бордюг). В 2005 г. завершила обучение в Международном Славянском институте (г.Москва) по специальности «Менеджмент организации».
Педагогическая деятельность:
В Казанской консерватории преподает с 2007 г. Ведет следующие дисциплины: «Основы менеджмента», «Теория организации», «Основы маркетинга», «Методика преподавания профессиональных дисциплин» для специальности «Менеджмент музыкального искусства», «Менеджерская практика», «Специальный класс» для студентов-бакалавров специальности «Менеджмент музыкального искусства».
Конференции
II Всероссийская научно-практическая конференция «Музыкальное образование в условиях новой коммуникативной реальности» (Казань, КГК, 27 ноября 2014 г.). Доклад: «О роли активных и интерактивных методов обучения менеджеров в музыкальном вузе».
III Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, аспирантов, студентов «Музыкальное образование в условиях новой коммуникативной реальности: проблемы музыкального менеджмента» (Казань, КГК, 11 ноября 2015 г.). Доклад: «Тайм-менеджмент в современном музыкальном образовании».
Круглый стол в рамках научно-практического семинара «Прикладные специальности в музыкальном образовании» (Казань, КГК, 11 декабря 2018 г.). Доклад: «О внедрении требований профессиональных стандартов в обучение студентов прикладных специальностей».
Всероссийская научно-методическая конференция «Актуальные вопросы музыкального образования» (Казань, КГК, 9 апреля 2019 г.). Доклад: «Требования к абитуриентам музыкально-прикладных специальностей вузов в свете образовательных стандартов третьего поколения».
Ученики
Беглова Е. «Разработка PR-кампании для хорового коллектива (на примере Государственного камерного хора Республики Татарстан)» (2015)
Давлетшина А. Творческий портрет Ней Розауро (2015)
Полевщиков Д. Творческая деятельность П.Н.Никифорова в контексте исполнительского искусства на народных инструментах в Республике Марий Эл (2015)
Севостьянова А. Проблемы взаимодействия концертмейстера и солиста в классе домры (2015)
Хабутдинова Р. Музыка Астора Пьяццоллы в репертуаре для домры (2015)
Вилков А. Поэма Г. Свиридова «Отчалившая Русь»: стилистические и исполнительские особенности (2016)
Искрина С. Вокальный цикл С.Прокофьева «Пять стихотворений А.Ахматовой»: влияние поэзии акмеизма на музыку (2016)
Папанина К. Театр Метрополитен-опера: история и современность (2016)
Шидловская М. Отражение творчества Альбины Шагимуратовой в интернет-пространстве (2016)
Шонин И. Стилистические и исполнительские особенности оперной музыки Э.В. Корнгольда (на примере партии Пьеро из оперы «Мертвый город») (2016)
Шугаепов А. Воплощение мужских образов в опере «Тюляк и Су-Слу» Н.Жиганова (2016)
Вахитова А. Технологии продвижения творчества молодых композиторов: опыт реализации проекта «Опера «Береника» Ляйсан Абдуллиной» (2016)
Ахунов А. Квинтет для деревянных духовых Дж.Бриччальди: особенности интерпретации партии кларнета (2017)
Басыров А. Ударные инструменты в творчестве Дариуса Мийо (на примере Концерта для ударных и малого оркестра) (2017)
Мурсалимова Л. Современное вокальное образование в Европе: особенности системы и педагогических принципов (2017)
Голованов И. Цикл «Посвящения» для кларнета соло Белы Ковача: музыкально-исполнительские особенности (2018)
Морозова Н. Тромбон в брасс-квинтете: особенности интерпретации (2018)
Казакова Е. Произведения для гитары Хоакино Турины: особенности стиля и исполнения (на материале пьесы «Рафага») (2018)
Андреева А. Творческий портрет Татьяны Дмитриевны Новиченко (2018)
Никитин Д. Формирование и развитие певческой традиции хора Троице-Сергиевой Лавры (магистерская диссертация) (2018)
Аширова А. Технологии продаж в сфере культуры и искусства на примере реализации проекта «Серебряный векъ А.Н.Скрябина» (2018)
Вадигуллин Д. Концерт№2 для тубы с оркестром Алексея Лебедева в контексте его творчества (2019)
Зайнуллин Р. Концерт для фагота с оркестром И. Н. Гуммеля: композиционные и исполнительские особенности (2019)
Веретельный И. Ассоциация гитаристов города Алматы: история и современность (2019)
Лысов Д. Творческий портрет Никиты Кошкина (2019)
Сафиуллина Д. Алессандро Ролла: особенности музыкально-исполнительского стиля (на примере Концерта для альта с оркестром Ми-бемоль мажор) (2019)
Краснова Ю. Особенности интерпретации валторны в симфониях Густава Малера (на примере Четвертой симфонии) (2019)
Ян Кайжуй «Пианисты Китая на конкурсе имени П.И. Чайковского: исторический обзор» (2020)
Ся Тянь «Творчество Ролана Диенса в контексте развития французского гитарного исполнительства» (магистерская диссертация) (2020)
Аширова А.А. «Волонтерская деятельность в сфере культуры: специфика и перспективы» (магистерская диссертация) (2020)
Захарова А.Я. «Арт-менеджмент в современной американской науке: по страницам «American Journal of arts management» (перевод с комментариями)» (2020)
Муртазаева Н.В. «Детский музыкальный театр Курта Швена (на примере опер «Приключения Пиноккио» и «Планета Азбуки»)» (2020)
Гордеева Д.М. «Творчество Мирослава Тадича в контексте народных традиций Сербии» (2021)
Чжан Юй «Лю Шикунь. Концерт для фортепиано «Битва с тайфуном» (2021)
Асонова Ю.В. «Аgilе-технологии в менеджменте и маркетинге музыкальных проектов» (2022)
Гайнатулин Т.Р. «Культурный форум как современный формат профессиональной коммуникации» (2022)
Галеева А.И. «Особенности продвижения и монетизации музыкального контента в социальных сетях» (магистерская диссертация, 2022)
Ян Кайжуй «Традиционная китайская музыка в фортепианном творчестве Ли Инхая (на примере пьесы «Флейта и барабаны в сумерках»)» (магистратура, 2022)
Чан Цзиньлин Фортепианное творчество Ван Лисаня (на примере сюиты «Впечатления от живописи Каи Хигасиямы») (магистратура, 2022).
Публикации
Монография
Усова, О. В. Лейтмотив в русской симфонии XIX – первой половины XX века / О. В. Усова ; Казанская государственная консерватория. – Казань, 2020. – 100 с.
Учебные пособия
Задания и экзаменационные требования по дисциплине «История музыки»: Учебное пособие: Для студентов-бакалавров заочной формы обучения специальности «Хореографическое искусство» / Сост. О.В. Усова; Казан. гос. консерватория. – Казань, 2014.
Подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ : учебно-методическое пособие для направлений подготовки 53.03.06, 53.04.06 «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство» профиля подготовки «Менеджмент музыкального искусства» / составители О. В. Усова; О. В. Скепнер ; Казанская государственная консерватория. – Казань, 2022.
Научные статьи
Усова О.В. К определению понятия лейтмотив // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Вып. 7. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной консерватории, 2006. – 0,4 п.л.
Усова О.В. Семантика лейтмотивов в русских симфониях конца XIX - нач. ХХ вв. // Отечественная музыка от Глинки до постмодерна. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной консерватории, 2006. – 0,5 п.л.
Усова О.В. Лейтмотив в опере и симфонии: сходство и различия // Современные проблемы науки, образования и производства: Материалы научно-практической конференции студентов, аспирантов, специалистов, преподавателей, и молодых ученых. Т. 2. Н. Новгород: Изд-во УРАО, 2006. – 0,3 п.л.
Усова О.В. Лейтмотив в кругу родственных явлений // Вопросы гуманитарных наук 5. - М.: Изд-во «Спутник+», 2006. – 0,5 п.л.
Усова О.В. Лейтмотив как музыкально-теоретическое понятие // Культура & общество [Электронный ресурс]: Интернет-журнал МГУКИ / Моск. гос. ун-т культуры и искусств - Электрон. журн. - М.: МГУКИ, 2006. - № гос. регистрации 0420600016. - Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Tihomirova.pdf, свободный - Загл. с экрана. – 0,4 п.л.
Усова О.В. Лейтмотив как структурно-семантическое понятие // Музыка: Искусство, наука, практика. Научный журнал Казанской консерватории. – 2014. № 3 (7). – С. 34–44.
Усова О.В., Ахунов А.С. О некоторых особенностях интерпретации партии кларнета в Квинтете для духовых Джулио Бриччальди // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 10: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 5 апреля 2017 года / Сост. В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2018. С. 365–370.
Усова О.В., Басыров А.В. О роли ударных инструментов в творчестве Дариуса Мийо (на примере Концерта для ударных и малого оркестра) // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 10: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 5 апреля 2017 года / Сост. В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2018. С. 162–166.
Усова О.В. Современные технологии продаж в сфере музыкального искусства / О.В. Усова, А. Аширова // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 11: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 4 апреля 2018 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2019. – С. 75–80.
Усова О.В. Бела Ковач – представитель современной кларнетовой исполнительской школы Венгрии / О.В. Усова О.В., И. Голованов // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 11: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 4 апреля 2018 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2019. – С. 120–126.
Усова О.В. Гитарная музыка Хоакино Турины / О.В. Усова, Е. Казакова// Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 11: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 4 апреля 2018 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2019. – С. 156–163.
Усова О.В. О роли А.К. Лебедева в развитии отечественного исполнительства на тубе / О.В. Усова, Вадигуллин Д.Р. // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 12. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2020. – С. 230–236.
Усова О.В. Ассоциация гитаристов Алматы: история становления / О.В. Усова, Веретельный И.О. // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 12. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2020. – С. 125–129.
Усова О.В. Об исполнительских задачах концерта для фагота И.Гуммеля / О.В. Усова, Зайнуллин Р.А. // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 12. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2020. – С. 414–417.
Усова О.В. Валторна в симфониях Г.Малера / О.В. Усова, Краснова Ю.А. // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 12. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2020. – С. 142–147.
Усова О.В. Некоторые черты музыкально-исполнительского стиля Алессандро Роллы / О.В. Усова, Сафиуллина Д.С. // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 12. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2020. – С. 82–88.
Усова О.В., Ся Т. «Небесное танго» для гитары Ролана Диенса: исполнительский аспект // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 13. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2020 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2021. – С. 397-401.
Усова О.В., Ян К. Пианисты Китая на юношеском конкурсе им. П. И. Чайковского: исторический обзор // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 13. Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2020 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2021. – С. 218-223.
Усова О.В., Чжан Юй «Лю Шикунь – исполнитель, педагог, композитор» // «Актуальные проблемы музыкально-инструментального искусства» сборник по материалам XIII Международной научно-практической конференции, КГК, 2021, 0,5 п.л. – С.280 – 285.
Усова О.В., Ся Т. Творческий портрет Ролана Диенса // Исполнительство на народных инструментах: теория, история, практика: Материалы Второй Международной научно-практической конференции, Казань, 11 ноября 2020 года / Сост. А.А. Усов. – Казань, 2021. – 99 - 115 с.