О педагоге
Родилась в г. Брянске.
В 1980 г. окончила Брянское музыкальное училище, в 1985 г. - Ленинградскую ордена Ленина государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова, в 1988 г. - аспирантуру Ленинградской консерватории. В 1989 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения «Структурные особенности и выразительные функции фактуры в музыке С.В. Рахманинова» (Ленинградская ордена Ленина государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова; научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Т.С. Бершадская).
В Казанской консерватории преподает с 1990 г. Ведет специальный класс, научное руководство диссертациями, гармонию, методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин, теоретические проблемы современной фольклористики, историю фольклористики и этномузыкологии, расшифровку фольклорных записей, обработку и систематизацию фольклора. Зав. фольклорным кабинетом (1995-2003), зав. кафедрой этномузыкологии (2003-2009), ученый секретарь ученого совета (2011-2015), член диссертационного совета (с 2003 г.).
Принимала участие в международных, всероссийских, региональных конференциях в Москве, Казани, Ереване, Вильнюсе, Стамбуле, Уфе, Бишкеке, Тамбове, Ростове-на-Дону, Минске, Чаньчуне (Китай) и др.
Ученики
Список выпускников специального класса:
1. Арсланова Д. Песни Татарской Каргалы (1994)
2. Шакирзянова Э. Архив Ю.В. Виноградова в фондах ГОМРТ (1997)
3. Бикбаева А. Фактурная организация в музыке Ф. Яруллина (1997)
4. Ильясова Л. Песни тюменских татар (1999)
5. Швецова А. Вопросы метрической организации нарративных жанров татарской музыки устной традиции (2000)
6. Рыжова И. Озын кой казанских татар: к проблеме типологизации жанра (2001)
7. Ибрагимова А. Архив А.С. Ключарева в фондах Национального музея Республики Татарстан (2001)
8. Гараева В. Драматургические функции гармонии в опере Н. Жиганова «Тюляк и Су-Слу» (2001)
9. Гайнуллина Н. Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области (2001)
10. Сарварова Л. Татарско-мишарская музыкально-поэтическая традиция и ее лирический компонент: к вопросу звуковысотной организации многослоговой лирики (2003)
11. Сунгатуллина А. Архив Дж. Файзи в фондах Национального музея РТ (2004)
12. Юзмухаметова И. Архив Дж. Файзи в фондах Национального музея РТ (2006)
13. Багаутдинова З. Обрядовая традиция нагайбаков (2006)
14. Хасанова А. Ритмический строй вокально-инструментальных сочинений С. Сайдашева (2007)
15. Васильева А. Песенная культура правобережных анатри южночувашской зоны (2008)
16. Макарова Н. Песенная культура прибельских мари (2010)
17. Мухаметшина Т. Музыкально-поэтическая традиция северо-восточных башкир (Мечетлинский и Белокатайский районы Республики Башкортостан) (2012)
18. Файзуллина О. Музыкально-поэтическая традиция елабужских кряшен (Менделеевский район Республики Татарстан, Граховский, Кизнерский районы Республики Удмуртия) (2013)
19. Тухватуллина Р. Музыкально-поэтическая культура пермских татар (Бардымский, Октябрьский районы Пермского края). (2014)
20. Хадеева А. Песенная традиция кряше Мамадышского района (2015)
21. Хафизова Л. Песенная культура Чистопольских кряшен: (Чистопольский, Алексеевский, Новошешминский районы Республики Татарстан) (2015)
22. Бабина Н. Песенная культура мордвы Тетюшского района Республики Татарстан (2016)
23. Мубаракова А. Песенная культура предкамских кряшен (Рыбно-Слободский и Пестречинский районы Республики Татарстан) (2017)
24. Стуклова М. Песенная культура мордвы Республики Татарстан: Черемшанский, Бавлинский, Альметьевский районы (2018)
25. Ефремова Т. Песенная культура кряшен Предкамья (Тюлячинский район Республики Татарстан) (2020)
26. Бочкарева М. Песенная культура закамских удмуртов (2020)
27. Замалова Р. Песенная традиция крымских татар: жанровый состав, особенности звуковысотной организации (2022)
Список кандидатов наук, защитивших диссертации под руководством Е.М. Смирновой:
1. Гайнуллина Н.Г. Эпическая традиция ногайских татар Астраханской области (2003)
2. Сарварова Л.И. Этнический компонент песенной культуры татар-мишарей: вопросы звуковысотной и фактурной организации (2006)
3. Хасанова А.Н. Ритмический строй вокально-инструментальных сочинений С. Сайдашева (2010)
4. Куйвинен П.У. Гармонь в традиционной культуре казанских татар (2015)
Публикации
Монографии
Смирнова Е.М. Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья / Е.М. Смирнова; Казан. гос. консерватория. - Казань, 2008. - 580 с., 24 п.л.
Сборники музыкально-поэтического фольклора
1. Хакас чон кöглерi = Хакасские народные песни / Казан. гос. консерватория; сост. и нотация Е.М. Смирновой. - Казань, 2002. - 68 с., 2,8 п.л.
2. Песни Татарской Каргалы / Казан. гос. консерватория; сост., общ. ред., вступит. ст. и коммент. Е.М. Смирновой. - Казань, 2007. - 344 с., 14 п.л.
3. Песни астраханских татар / Казан. гос. консерватория; сост., нотация, предисловие, комментарии Е.М. Смирновой, Н.Г. Гайнуллиной. - Казань, 2007. - 552 с., 23 п.л.
4. Песни татар-мишарей = Татар-мишар җырлары / Сост. и нот. транскр. Е.М. Смирновой, Л.И. Сарваровой; Казан. гос. консерватория. – Казань, 2016. – 488 с. (Сер. «Памятники татарского народного музыкально-поэтического творчества»; Вып. 4).
5. Обрядовые песни чистопольских кряшен / Сост. Л. Р. Гилязова, Е. М. Смирнова; Казан. гос. консерватория. – Казань, 2019. – 128 с.: нот. (Серия «Музыкальный фольклор Поволжья и Приуралья: Из экспедиционных записей Казанской консерватории»; Вып. 1).
6 . Песни мордвы Тетюшского района Республики Татарстан / Сост. Н. В. Бабина, Е. М. Смирнова; Казан. гос. консерватория. – Казань, 2021. – 156 с. (Сер. «Музыкальный фольклор Поволжья и Приуралья: Из экспедиционных записей Казанской консерватории»; Вып. 2).
Статьи
1. Черты фактуры Рахманинова как композитора ХХ века (к вопросу о преломлении национальных принципов мышления в системе музыкальной ткани) // Проблема национального в современном композиторском творчестве. Ереван, 1986. С. 40-43.
2. О выразительной устойчивости некоторых фактурных формул в музыке Рахманинова. Деп. В НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина. 19.09.88, № 1736. 24 с.
3. О логических принципах организации фактурной системы Скрябина. Деп. В НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина. 19.09.88, № 1737. 23 с.
4. О роли мелодического фактора в музыкальной системе Рахманинова. Деп. В НИО Информкультура Гос. б-ки СССР им. В.И. Ленина. 26.02.91, № 2337. 25 с.
5. Музыкальная фактура Рахманинова в контексте общих тенденций фактурообразования рубежа ХХ века // Международная научно-практическая конференция «С.В. Рахманинов и мировое музыкальное искусство». Тамбов, 1993. С. 33-34.
6. О морфологии татарских баитов. Деп. в НИО Информкультура Российской гос. б-ки. 02.07.93, № 2745. 1,3 п.л.
7. К вопросу о формульности в татарской музыке устной традиции (на примере баитов) / Е.М. Смирнова // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность: труды междунар. конф. (Казань, 9-13 июня, 1992 г. ): в 3 т. / АН РТ, отд. гуманитарных наук. М.: Инсан, 1997. Т. II.С. 200-202. 0,3 п.л.
8. Кафедра татарской музыки и кафедра татарского традиционного искусства // Казанская государственная консерватория (1945-1995). Казань, 1998. С. 226-235. (Совместно с Ш.Х. Монасыповым).
9. Smirnova E., Kharissov I. Towards Stability and mobility in the Melodics of the Tartar «Ozon koj» // Improvisation in folklore: international conference, devoted to Prof. Jadvyga Čiurlionytė (Vilnius, 5-6th December, 1998) / Lithuanian Academy of Music, Department of Ethnomusicology, Section of Ethnomusicology at Institute of Musicology. Vilnius, 1998. P. 23-24. 0,08 п.л.
10. Смирнова Е., Сафиуллина Г. Гармония как средство образной характеристики в балете Ф. Яруллина «Шурале» // Фольклор народов Башкортостана и Татарстана: Проблемы и задачи: материалы межреспубликанской научно-практической конференции (Уфа, 25 мая, 1998 года) / Уфимский гос. ин-т искусств. Уфа, 1999. С. 35–36.
11. Смирнова Е., Ильясова Л. Музыкальный фольклор татар Тюменской области // Фольклор народов Башкортостана и Татарстана: Проблемы и задачи: материалы межреспубликанской научно-практической конференции (Уфа, 25 мая, 1998 года) / Уфимский гос. ин-т искусств. Уфа, 1999. С. 22–23.
12. О ладомелодических особенностях татарских напевов устно-профессиональных жанров // Музыка устной традиции: материалы междунар. науч. конф. памяти А.В. Рудневой / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; науч. ред. Н.Н. Гилярова. М., 1999. С. 322-326. (Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. Кабинет народной музыки. Сб. 27). 0,2 п.л.
13. Смирнова Е., Гайнуллина Н. Первая соната для фортепиано Р. Еникеева: К проблеме ладовой организации // Фольклор народов Башкортостана и Татарстана: Проблемы и задачи: материалы межреспубликанской научно-практической конференции (Уфа, 25 мая, 1998 года) / Уфимский гос. ин-т искусств. Уфа, 1999. С. 30–31.
14. Smirnova E., Kharissov I. Stabile und mobile Merkmale in der Melodik der tatarischen ozon köj // Improvisation in folklore: international conference, devoted to Prof. Jadvyga Čiurlionytė (Vilnius, 5-6th December, 1998) / Lithuanian Academy of Music, Department of Ethnomusicology, Section of Ethnomusicology at Institute of Musicology. Vilnius, 1999. P. 155-164. 0,4 п.л.
15. К вопросу о мелодической организации татарской озын-кюй // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Уфа, 14-15 декабря, 2001 г.) / Башкортостанский филиал Российского фонда культуры; отв. ред.-сост. З.А. Нургалин. Уфа: РИЦ УГИИ, 2002. С. 127-129. 0,1 п.л.
16. Фактура Рахманинова как явление рубежа ХХ в. // Русская музыка XVIII-XX веков: Культура и традиция: межвуз. сб. науч. тр. Казань, 2003. С. 62-81. 0,8 п.л.
17. Смирнова Е.М., Сәйдәшева З.Н., Әлмиева Н.Ю. [Дастаннар]: Ноталар // Татар эпосы. Дастаннар / төз., кереш сүз һәм искәрмәләр язучы, сүзлекне әзерләүче Ф.В. Әхмәтова-Урманче; ноталар (нотага салган) Е.М. Смирнова, З.Н. Сәйдәшева, Н.Ю. Әлмиева һ.б. Казан: Раннур, 2004. 604-633 б. 1,3 п.л.
18. К вопросу о ритмической организации нарративных жанров татарской музыки устной традиции // Фольклор и традиционная музыка в Восточной Европе: сб. науч. ст. / Tatarisch-baschkirischer Kulturverein e. V.; ред. И.И. Харисов. Берлин, 2004. С. 9-44. (Zwischen Orient und Okzident 6). 2 п.л.
19. К характеристике мелодической структуры татарской протяжной песни // Traditionelle vs. «alte» Musik in Asien und Europa: Kurzbeiträge / Tatarisch-baschkirischer Kulturverein e. V.; red. I. Kharissov, H. Hermann. Berlin, 2004. S. 32-48. (Zwischen Orient und Okzident V). 0,5 п.л.
20. О феномене протяжности в озын көй казанских татар // Фольклор: современность и традиция. Материалы третьей междунар. конференции памяти А.В. Рудневой / Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского; ред. Н.Н. Гилярова. М., 2004. С. 149-159. (Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П.И. Чайковского. Лаборатория народной музыки. Сб. 48). 0,6 п.л.
21. Smirnova E., Kharissov I. The ‘Long Songs' of the Islamic Volga Tatars: Some aspects of the rhythmic and melodic structure // Maqam Traditions of Turkic Peoples: Proceedings of the Fourth Meeting of the ICTM Study Group 'maqām'. Istanbul, 18-24 October, 1998 / edited by J. Elsner and G. Jähnichen in collaboration with T. Ogger and I. Kharissov. Berlin, 2006. Р. 135-151. 1,7 п.л.
22. Общетатарский пласт в музыкально-поэтической традиции сибирских и астраханских татар // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы междунар. науч. конгр., Казань, 17-18 апр. 2007 г. / Федеральное агенство по культуре и кинематографии РФ; Казан. гос. ун-т культуры и искусств. М.: ВИНИТИ, 2007. С. 289-291. 0,4 п.л.
23. Феномен «кочующих напевов» в татарской традиции көйләп уку: к вопросу об образном соотношении напева и поэтического текста // Татар халык иҗаты. Фәнни эзләнүләр һәм фольклор үрнәкләре. (Фәнни конференцияләр материаллары җиентыгы). Өченче китап / Татар фольклоры дәүләт үзәге. Казан, 2007. 118-129 б. 0,6 п.л.
24. Ритм в системе постоянных и переменных величин татарских традиционных напевов // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. Вып. 27. 2008. № 36 (137). С. 175-182. 0,4 п.л.
25. Татарская традиция көйләп уку: некоторые особенности корреляции метра и жанра // Музыковедение. 2008. № 9. С. 62-68. 0,7 п.л.
26. Еще раз об интонационной ритмике и феномене протяжности // Вестн. Вятского гос. гуманитарного ун-та. 2009. № 1 (3). С. 135-141. 0,84 п.л.
27. Звуковысотные особенности напевов тюменских татар: к вопросу о специфике татарско-сибирского музыкального диалекта // Вестн. Томского гос. ун-та. 2009. Март. № 320. С. 94-98. 0,7 п.л.
28. Квантитативный ритм в татарской музыкально-поэтической традиции // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. Социально-экономические науки и искусство. 2009. № 3 (37). С. 140-144. 0,4 п.л.
29. О некоторых особенностях соотношения поэтического текста и напева в озын көй татар-мишарей // Musicus: Вестн. Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2009. № 2 (15). Март, апрель. С. 34-40. 0,7 п.л.
30. О формульности татарских традиционных напевов (к проблеме расстановки тактовых черт) // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. № 97. С. 268–277. 0,7 п.л.
31. Ритм как категория квантитативного времяисчисления // Вестн. Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. Вып. 36. 2009. № 34 (172). С. 181–189. 0,7 п.л.
32. Система ритмических кадансов татарских традиционных напевов: к вопросу о формообразующих функциях квантитативного ритма // Искусство и образование. 2009. № 2 (58). С. 109-118. 0,5 п.л.
33. Этномузыкологическое направление в Казанской консерватории // Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути: материалы международной научно-практической конференции. Казань, 2 октября 2010 года / Казан. гос. консерватория. Казань, 2011. С. 93–100. 0,4 п.л.
34. Русские песенные традиции Волго-Уралья в аспекте межнациональных взаимодействий: к постановке проблемы // Русская музыка в полиэтническом контексте: материалы международной научной конференции. Казань, 27‑ 28 октября 2011 года / Казан. гос. консерватория. Казань, 2012. С. 163–173. 0,6 п.л.
35. Арузные метры в татарских напевах көйләп уку: к проблеме изучения // Музыка: искусство – наука – практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова. 2012. № 1 (1). С. 51–60. 0,6 п.л.
36. Контрафактура в фольклорной традиции волго-уральских татар: к методологии исследования квантитативных музыкально-поэтических форм // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 11 (37): в 2-х ч. Ч. I. С. 157–161.
37. Отделение этномузыкологии Казанской государственной консерватории (академии) имени Н. Г. Жиганова // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных исследованиях: сб. материалов Всероссийских конференций 2008 – 2010 годов: К 150-летию Санкт-Петербургской консерватории. СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. С. 78 – 84. 0,5 п.л.
38. О критериях вычленения стоп в квантитативных фольклорных напевах // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. – 2014. – № 1 (5). – С. 27–40.
39. Мелодический фонд свадебно-гостевых напевов нагайбаков: об особенностях и генезисе песенной лексики // Музыка и время. 2015. № 1. С. 18–26.
40. Многослоговые лирические песни северо-восточных башкир: к проблеме сравнительного исследования // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8: в 2-х ч. Ч. 1. С. 179–184.
41. Некоторые особенности фактурной организации в музыке Ф. Яруллина // Музыковедение. 2015. № 2. С. 13–20.
42. О ритмической организации озын көй татар-мишарей // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2015. № 2 (36). С. 8–15.
43. Свадебные песни прибельских мари: к проблеме ладовой организации // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2017. № 1 (43). С. 39-43.
44. Формульные напевы в традиции елабужских кряшен // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2018. № 3 (23). С. 43–52.
45. Смирнова Е. М. Такмаки елабужских кряшен: к вопросу о диалектной специфике общетатарского компонента локальной традиции // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2019. – № 2 (26). – С. 74-79.
46. Смирнова Е. М., Лукианова Н. Н. Песенная традиция прибельских мари: к проблеме интонационного генезиса // Музыка: искусство, наука, практика. – 2020. – №1 (29). – С. 59 – 73.
47. Смирнова Е. М., Бочкарева М. В. Песенная традиция закамских удмуртов (по результатам полевых экспедиций 2017 – 2018 годов) // Музыка: искусство, наука, практика. – 2020. – №4 (32). – С. 49–64.
48. Смирнова Е. М. Контрафактура в музыкально-поэтической традиции волго-уральских татар-мусульман: к вопросу о соотношении поэтического текста и напева в условиях квантитативного интонирования // Проблемы изучения истории и теории музыки народов России: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Чебоксары, 2 – 3 октября 2018 г.) / сост. и науч. ред. Л. И. Бушуева. – Чебоксары: ЧГИГН, 2020. – С. 155 – 163.
49. Смирнова Е.М. Песенная культура кряшен Предкамья: Тюлячинский район Республики Татарстан // Музыка. Искусство, наука, практика. 2021. № 2 (34). С. 64-80.
50. «Российская песня»: к проблеме типологизации жанра // Музыка: искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. 2022. № 2 (38). С. 9–22. (В соавторстве с А.В. Кудрявцевым).
Учебно-методические работы
1. Особенности организации фактуры фортепианных сочинений Рахманинова: Методическая разработка лекции по гармонии для слушателей ФПК - преподавателей гармонии консерваторий и музыковедческих отделений училищ). Л., 1988. 80 с.
2. Фактура Ф. Яруллина как феномен национального стиля: лекция по курсу «Гармония». Казан. гос. консерватория. Казань, 2013. 1,8 п.л.
3. Гармония: программа для студентов факультета татарского музыкального искусства, профиль подготовки «Этномузыкология». Казан. гос. консерватория. Казань, 2013. 1,8 п.л.
4. Теоретические проблемы современной фольклористики: программа для студентов факультета татарского музыкального искусства, профиль подготовки «Этномузыкология». Казан. гос. консерватория. Казань, 2013. 1,4 п.л.
5. Татарская традиция көйләп уку: ритмические формы интонирования «сказываемой» поэзии: учеб. пособие по курсу «Теоретические проблемы современной фольклористики»: для студентов теоретико-композиторского факультета (профиль подготовки «Этномузыкология») / Казанская консерватория. – Казань, 2015. – 220 с.
Составление и редакция сборников статей
1. Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы: Материалы юбилейной научной конференции, Казань, 20 июня 1996 г. / Ред. коллегия: Л.В. Бражник (отв. редактор), В.Р. Дулат-Алеев, Е.М. Смирнова, Е.В. Порфирьева (отв. секретарь). Казань, 1999. 172 с.
2. Музыкальная культура финно-угорского мира: традиции, современность, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 12–14 ноября 2019 года) / редакторы-составители Л. И. Сарварова, Е. М. Смирнова; Казанская государственная консерватория. Казань, 2022. 152 с.