О педагоге
Родилась в г. Набережные Челны. В 2002 г. окончила Набережночелнинское училище искусств (теоретическое отделение), в 2007 г. Казанскую государственную консерваторию (факультет татарского музыкального искусства), в 2010 г. аспирантуру Казанской консерватории (кафедра этномузыкологии).
В 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию «Ритмический строй вокально-инструментальных сочинений С. Сайдашева» (научный руководитель доктор искусствоведения Е.М. Смирнова).
С 2007 г. преподает теоретические дисциплины в Казанском музыкальном училище имени И.В. Аухадеева (с 2011 г. заведующий отделением «Теория музыки»). С 2013 г. – в Казанской консерватории. Ведет курсы музыкальной формы, истории зарубежной музыки. Автор курса по истории внеевропейской музыки.
Публикации
Монография
Ритмический строй музыки С. Сайдашева: Монография / Казан. гос. консерватория. – Казань, 2015. – 340 с.
Учебные пособия
Хасанова А. Н. Анализ форм вокально-инструментальных сочинений композиторов Татарстана (первая половина XX века): Учебное пособие по курсу «Музыкальная форма» / Казан. гос. консерватория. – Казань, 2019.
Хасанова А.Н. Музыка композиторов Турции (XX – начало XXI века): Учебно-методическое пособие по курсу «История зарубежной музыки»: для студентов теоретико-композиторского факультета (профиль подготовки «Музыковедение») / Казан. гос. консерватория. – Казань, 2019.
Хасанова А.Н. Анализ форм вокально-инструментальных сочинений композиторов Татарстана (первая половина XX века): Учебное пособие по курсу «Музыкальная форма»: Для студентов исполнительских факультетов высших музыкальных учебных заведений (профиль подготовки «Вокальное искусство», «Фортепиано») / Казан. гос. консерватория. – Казань, 2019.
Научные статьи
О некоторых проявлениях квантитативности в композиторской музыке (на примере вокально-инструментальных произведений С. Сайдашева) // Музыковедение. – 2008. ‑ № 8. – С. 25-33.
О преломлении фольклорной ритмической интонации в вокальных сочинениях С. Сайдашева / А.Н. Хасанова // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур: сб. ст. по материалам Международного фольклорного конгресса. – Астрахань, 2008. С. 300‑305.
О национальной характеристике ритмики С. Сайдашева // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: материалы научно-практической конференции, Казань, 2 апреля 2008 года / соcт. В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Вып. 1. – Казань, 2008. – С. 121‑126.
О взаимодействии квантитативных метров и новоевропейских композиционных структур в музыке С. Сайдашева // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Вып. 31. – 2009. ‑ № 13. – С. 174‑177.
О ритме вокально-инструментальных произведений Салиха Сайдашева // Musicus: Вестн. Санкт-Петербургской гос. консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. – 2009. ‑ № 3 (16). – Май, июнь. – С. 42‑47.
О типологизации ритмического строя музыки С. Сайдашева (к проблеме «композитор и фольклор») // Татар халык иҗаты. Дүртенче китап: Фәнни эзләнүләр һәм фольклор үрнәкләре / Татарстан Республикасы Мәдәният министрлыгы. Татар фольклор дәүләт үзәге. – Казан, 2009. – С. 94‑102.
О некоторых ритмических особенностях музыки С. Сайдашева // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: материалы научно-практической конференции, Казань, 8 апреля 2009 года / сост. В.И. Яковлев; Казан. гос. Консерватория. Вып. 2. – Казань, 2010. – С. 121‑126.
Ритмический строй вокально-инструментальных сочинений С. Сайдашева: К вопросу о взаимодействии национальных и европейских музыкальных традиций в музыке композитора // Салих Сайдашев и музыкальная культура Поволжья и Приуралья: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Казань, 2011. С. 29 – 40.
Ритмические интонации напевов «сказываемого стиха» в вокально-инструментальных сочинениях С. Сайдашева // Музыка. Искусство, наука, практика. ‑ 2013. ‑ № 1 (3). ‑ С. 54‑63.
Музыкально-теоретические олимпиады сегодня: развлекательно шоу или конкурс интеллектуалов? (из опыта работы отделения «Теории музыки» Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева) // Культура. Образование. Время. ‑ 2013. ‑ № 1. ‑ С. 49‑54.
Интерактивные технологии в музыкальном образовании: роскошь или суровая необходимость? // Молодежь. Культура. Спорт: отражение в содержании ФГОС: Материалы электронной научно-методической конференции (15 февраля ‑ 15 декабря 2012 г.). – Казань: Изд-во Казанского университета культуры и искусств, 2013. – C. 50‑55.
Озаряющая светом знаний: Л.Х. Галанова // Страницы истории Казанского музыкального колледжа имени И.В. Аухадеева: сборник статей, посвященных 60-летнему юбилею отделения теории музыки / Сост. А.Н. Хасанова. – Казань, Республиканский центр мониторинга качества образования, 2014. – С. 143‑160.
Переменные метры в музыке татарских композиторов: некоторые особенности использования // Музыкознание в зеркале современности: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 15‑16 мая 2014 года) / Отв. ред. З.М. Явгильдина, Д.Ф. Хайрутдинова, Н.В. Шириева. – Казань: Изд-во «Отечество». 2014. – C. 37‑42.
Об индивидуализации фольклорных ритмических форм в музыке татарских композиторов первой половины ХХ века // Музыка: Искусство, наука, практика. Научный журнал Казанской консерватории. – 2014. – № 2 (6). – С. 39‑46.
Тюркский компонент в музыке татарских композиторов // Истоки и эволюция литератур музыки тюркских народов: материалы международной конференции (Казань, 23-24 сентября 2014 г.). – Казань, ИЯЛИ, 2014. – С. 316‑319.
Органическая музыка Тан Дуна: зрелищные традиции и звуковые эксперименты китайского авангарда // Музыка как национальный мир искусства: Материалы Международной научной конференции (Казань, 23-25 апреля 2015 г.). Казань: КГК, 2015. С. 194–203.
Хасанова А.Н., Баннова О.Д. «Дорогу миру, войне – нет!»: О поэме Р. Еникеева «Памяти М. Джалиля» // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 8: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2015 года) / Сост. В.И. Яковлев. Казань, КГК, 2016. С. 84–88.
Из опыта преподавания «основ литературного и музыкального редактирования» в ССУЗе // Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2016 г.) / под ред. Н.В. Шириевой, З.М. Явгильдиной. Казань, КФУ, 2016. С. 46–50.
Из истории преподавания ритмики в России // Из педагогического опыта Казанской консерватории. Прошлое и настоящее. Вып. 3. Казань: КГК, 2016. С. 126-137.
Ритмический строй вокально-инструментальных сочинений Ф. Яруллина // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. Казань: КГК, 2016. С. 29–37.
Хасанова А.Н. Зажигая таланты: о первом Международном конкурсе молодых исполнителей имени Рудольфа Гуммерта // Музыкальная академия. 2017 (4). С. 86–89.
Хасанова А.Н. О некоторых особенностях формообразования в вокальной музыке Сайдашева (к проблеме «Композитор и фольклор») // Традиционная музыкальная культура Поволжья и Приуралья: Теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 17–18 октября 2017 г.) / Казан. гос. консерватория; ред.-сост. Л.И. Сарварова; науч. ред. А.Т. Гумерова. Казань, 2018. С. 187–196.
Хасанова А.Н., Баннова О.Д. «Остров мертвых» А. Бёклина глазами С. Рахманинова // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 10: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 5 апреля 2017 года / Сост. В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2018. С. 318–326.
Хасанова А. Н. «Мой стих ‑ итог пережитого…»: судьбы татарских поэтов в музыке Р. Еникеева // Искусство и образование. – 2019. – 2(118). – С. 33–43.
Хасанова А. Н. С. Габяши и традиция чтения молитв в музыке композиторов Татарстана // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2019. – № 2 (26). – С. 40‑51.
Хасанова А. Н. Творческий путь композитора М. З. Яруллина в зеркале писем и воспоминаний его современников // Музыковедение. – 2019. – № 9. – С. 18–26.
Хасанова А. Н. Некоторые вопросы формообразования в вокальной музыке С. Сайдашева // Историческое музыкознание Казанской консерватории / составитель В. Р. Дулат-Алеев ; Казанская консерватория. – Казань, 2019. – С. 159–169. – (Научные труды Казанской консерватории ; Выпуск 3).
Хасанова А. Н., Баннова О.Д. «Остров мертвых» А. Беклина глазами С. Рахманинова // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Выпуск 11: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 4 апреля 2018 г.) / редакторы-составители Ю.С. Карпов, В. И. Яковлев; Казанская консерватория. – Казань, 2019. – С. 318–326.
Хасанова А. Н., Орехова А. О. О некоторых особенностях претворения интонаций марийских народных песен в музыке А.Эшпая // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2020. – № 4 (32). – С. 17-25.
Хасанова А.Н. Из истории создания и постановки балета «Заколдованный мальчик» З. Хабибуллина // Вестник академии балета. – 2020. – № 5 (70). – С. 46–52.
Хасанова А. Н., Ардисламова Э.И. Образы востока в музыке турецкого композитора Месруха Саваша (на примере оркестровой пьесы «Симург») // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 12: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 года) / сост. Ю. С. Карпов, В. И. Яковлев. – Казань: КГК, 2020. – С. 106–115.
Хасанова А. Н., Курочкина М. В. Пьеса для флейты и фортепиано «Кассуга» Шинохара Макото (особенности исполнения) // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 12: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 года) / сост. Ю. С. Карпов, В. И. Яковлев. – Казань: КГК, 2020. – С. 368–377.
Хасанова А.Н., Ардисламова Э.И. Турецкие усули в музыке Месруха Саваша (к проблеме «композитор и фольклор») // Многогранный мир традиционной культуры и народного художественного творчества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках Всероссийского конкурса AR/VR "Хакатон в сфере культуры". – 2021. – С. 217-221.
Хасанова А.Н., Ардисламова Э.И. Звукоизобразительность в музыке М. Саваша (на примере оркестровой пьесы "Атлас туманных материков") // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань, 2021. – С. 84-90.
Хасанова А.Н., Сунь Юй. Произведения для кларнета Цин Лицзюня (к вопросу о национальном исполнительском репертуаре Китая) // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность: Материалы Международной научно-практической конференции. – Казань, 2021. – С. 90-96.