О педагоге
Родился в В. Кунере Санчурского района Кировской области. В 1968 г. окончил ДМШ в пос. Медведево Марийской АССР. В 1970-1974 гг. обучался в Йошкар-Олинском музыкальном училище, в 1974-1979 гг. - в Казанской государственной консерватории, в 1979-1982 гг. - в аспирантуре Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 2001 г. - докторскую диссертацию.
В 1977-1979 гг. преподавал в Средней специальной музыкальной школе при Казанской государственной консерватории. С 1982 г. преподает в Казанской консерватории на кафедрах теории и истории музыки, композиции. Ведет следующие учебные дисциплины: анализ музыкальных произведений (музыкальная форма), специальность (музыковеды), музыкально-теоретические системы, массовая музыкальная культура, основы импровизации. С 2001 г. - профессор. С 1988 г. заведовал музыковедческими кафедрами, в 2002-2010 гг. руководил кафедрой композиции. С 2003 г. является председателем Диссертационного совета Казанской консерватории и заведующим кафедрой музыкальной педагогики Института дополнительного профессионального образования Министерства культуры. С 2007 по 2015 гг. - проректор по научно-исследовательской работе Казанской консерватории. В 2010-2021 гг. заведовал кафедрой теории музыки и композиции. В 2021 году назначен руководителем кафедры теории музыки.
Как ученый А.Л. Маклыгин представляет одну из самых авторитетных школ в отечественном музыкознании - школу профессора Московской консерватории Ю.Н. Холопова. Область научных интересов - техники композиции XX века, теоретические проблемы музыки народов Среднего Поволжья, импровизация, джаз, детская музыкальная педагогика, церковно-певческая практика и миссионерство. Особое место в его научных исследованиях занимает музыка композиторов Среднего Поволжья, где А.Л. Маклыгиным раскрыты принципиально новые стороны в становлении музыкального профессионализма в культурах татар, марийцев, чувашей.
Участник множества конференций самого разного уровня. С 1999 г. по настоящее время является заместителем Председателя Союза композиторов Республики Татарстан. В качестве художественного руководителя участвовал в организации и проведении ставшего престижным Международного фестиваля современной музыки "Европа-Азия" (1993 - 2007). Большую известность получил как популяризатор академической и джазовой музыки и ведущий авторской телепередачи "Рондо" на Государственной телерадиокомпании "Татарстан" (1991-1996).
Многократно приглашался для участия в работе жюри различных конкурсов: председатель жюри Всероссийского конкурса им. Д. Кабалевского (Самара, 2006, 2008), Международного конкурса «Камаз собирает друзей» (Набережные Челны, 2007, 2008), Республиканского детского конкурса "Джазовая капель", Республиканского конкурса по композиции и импровизации им. С. Сайдашева (Казань), Республиканского конкурса по композиции (Чебоксары), Региональных конкурсов «Палантаевские дни» и «Молодые таланты» (Йошкар-Ола), член жюри Международного конкурса-фестиваля «Современное искусство и образование» (Москва, 2007).
Широкое применение в России получила разработанная А.Л. Маклыгиным новая методика обучения музыке посредством импровизации. Им проведено огромное количество методических семинаров и мастер-классов по импровизации в Москве, Нижнем Новгороде, Костроме, Самаре, Твери, Туле, Кирове, Сызрани, Пензе, Йошкар-Оле, Чебоксарах, Ижевске и других городах.
Является создателем уникального ансамбля «Импровиз-рояль» (http://iklavier.net), демонстрирующего искусство единовременной коллективной фортепианной импровизации. С 2003 г. концерты ансамбля с большим успехом проходили в Казани, Йошкар-Оле, Нижнекамске, Набережных Челнах, Альметьевске, Бугульме, Тольятти, Самаре, Сызрани. «Импровиз-рояль» удостоен звания дипломанта международного конкурса (Москва, 2007), лауреата Всероссийского конкурса (Волгоград, 2007).
За творческие заслуги А.Л. Маклыгин удостоен званий заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан (1994), заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл (2004). Награжден нагрудным знаком Министерства культуры Республики Татарстан «За достижения в культуре» (2004), медалью «В память 1000-летия Казани» (2005). Поощрялся почетными грамотами Министерства культуры Чувашской Республики, Приволжского военного округа. В 2005 г. удостоен премии Правительства Российской Федерации в области культуры.
Учебные курсы, мастер-классы:
«Новые технологии в музыкальном образовании»
«Устные и письменные традиции в учебном процессе»
«Теория музыки за фортепиано»
«Импровизация в ДМШ и ССУЗ»
Маклыгин А. Путевые импровиз-записки
Выступление ансамбля "Импровиз-рояль" под руководством профессора А.Л. Маклыгина в Израиле (7-10 июня 2010 года)
Передача марийского TV, посвященная 60-летию А.Л. Маклыгина
Ученики
1. Журавкова О. Мотеты Жоскена Депре как жанрово-стилевое явление (1986)
2. Калимуллина М. Опера Римского-Корсакова «Кащей Бессмертный» (1986)
3. Гончарова В. Жанр секвенции в музыке западноевропейского средневековья (1988)
4. Ашанцева М. Творческие задания по курсу анализа музыкальных произведений в музыкальном училище (1988)
5. Загидуллина Д. Некоторые особенности оркестрового письма в симфониях Н. Жиганова конца 60-х - начала 70-х годов (1988)
6. Лысова Е. Литургия Иоанна Златоуста в аспекте стилевого обновления русской церковной музыки начала ХХ-го века (1989)
7. Хайруллина Ф. Современная татарская эстрадно-бытовая песня в аспекте музыкальных интересов г. Агрыза (1989)
8. Смелова Т. Степан Максимов: очерки жизни и творчества (1990) - кандидат искусствоведения
9. Сакова Т. Некоторые жанровые особенности Concerti grossi ор. 6 А. Вивальди (1990)
10. Государева С. Р. Нельсон. История вариаций от Кабесона до Регера (перевод, вступительная статья, комментарии) (1991)
11. Корноухова С. Проблемы симфонизма в советском музыкознании 30-40-х годов (1991)
12. Слепова С. Мотивный анализ и хоровое творчество советских композиторов (1991)
13.Тимергалина Р. Фаготовый концерт и проблемы музыкального стиля С. Губайдулиной (1991)
14. Емельянова И. Кузьма Смирнов. Очерк жизни и творчества (1992)
15. Краснова В. Сонатная форма в западно-европейской музыке 70-80-х годов 18 столетия (1992)
16. Пискунов А. Проблема формы в русской духовной музыке конца 18 - начала 20 века (1992)
17. Васильева Е. К теории модальных форм (на материале русской музыки 19-20 веков) (1993)
18. Дулат-Алеев В. Оперы Серова в аспекте художественных тенденций своего времени. (1993) - доктор искусствоведения
19. Абдуллаева Л. Импровизация: упражнения и игры на уроках сольфеджио в ДМШ (на татарском материале) (1993)
20. Исакова Т. Жанр инструментального концерта в творчестве Д. Лигети 60-х годов (1994)
21. Гилемзянова Э. Александр Ключарев: некоторые особенности музыкального мышления. (1995)
22. Копылова Н. О традициях ранней клавирной педагогики в современном музыкальном образовании (1995)
23. Ракова И. О славильности в русской музыке (1996)
24. Медведская Л. Д. Бейли «Импровизация в музыке» (перевод, вступительная статья). (1996)
24. Бондаренко А. Л.Н. Сахаров - очерки жизни и творчества (1997)
25. Мерзлякова Е. Сольфеджио на певческих факультетах музыкального вуза (1997)
26. Татаркина И. О практической направленности преподавания теории музыки (1997)
27. Маланова Л. Традиции европейской академической музыки в современной американском фортепианном джазе (1999)
28. Ошуева Н. «Мирон Мумарин» Эшпая: история несостоявшейся оперы (1999)
29. Яушева М. Камерная музыка современных татарских композиторов: стилевые поиски (1999)
30. Шахова Е. Камерная музыка японских композиторов. (2000)
31. Баканова Ю.С. «Начальное правление Олега» и придворный театр Екатерины II (2001)
32. Хусаинова А. Гуммерт и его архив (2002)
33. Сырвачева С. Сценография как элемент музыкально-режиссерской концепции (на примере постановок «Пиковой дамы» 80-х - 90-х годов) (2003)
34. Зиятдинова Л. Развитие этно-слуховых представлений на уроках сольфеджио в ДМШ (2003)
35. Гордеева Е. «Сарман» Сайдашева в аспекте музыкальной графологии. (2003)
36. Шерстобит Е. "Gradus ad Parnassum" Муцио Клементи: на рубеже двух эпох (2004)
37. Агафонова А. Импровизация в ДМШ: упражнения по развитию музыкальной фантазии на фортепиано. (2005)
38. Ильясова А. Церковно-певческая практика татар-кряшен (2006 - дипломная работа), (2008 - кандидатская диссертация)
39. Валеева (Ухватова) Л. Олег Лундстрем: от Харбина до Казани (очерк жизни и творчества) (2007)
40. Горовая Л. "Симфонии А.Г. Рубинштейна: проблемы формы и жанра" (2008)
41. Касьянова А. "Сонорика в произведениях Ш. Шарифуллина 70-80-х годов" (2008)
Публикации
Маклыгин А.Л. Сонорика в музыке советских композиторов / Деп. НИО Информкультура ГБЛ 02.12.82. № 370. 2,9 п.л.
Маклыгин А.Л. Очерк некоторых гармонических средств музыки ХХ века / Деп. НИО Информкультура ГБЛ 12.07.83. № 488. 4 п.л. (совместно с Я. Гиршманом, Н. Степановой, Я. Туркеничем).
Маклыгин А.Л. Сонорика в музыке советских композиторов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. - М., 1986.
Монография
Маклыгин А.Л. Музыкальные культуры Среднего Поволжья: становление профессионализма: монография. - Казань, 2000. 19,5 п.л.
Учебные пособия
Маклыгин А.Л. О формообразовании в вокальной музыке эпохи Возрождения: метод. пособие. - Казань, 1990. 2 п.л.
Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. - М.:1994, 1997. 2 п.л.
Маклыгин А.Л. Импровизируем на фортепиано. Вып. 2: Фактурные рисунки. - М., 1999. 2 п.л.
Маклыгин А.Л. Сонорика // Теория современной композиции: Учебное пособие для музыкальных вузов. - М.: Музыка, 2005.
Статьи
Маклыгин А.Л. Сонорно-колористическая тенденция в гармонии русских и советских композиторов // Проблемы стилевого обновления в русской классической и советской музыке. - М., 1983. 0,7 п.л.
Маклыгин А.Л. Сонорика и проблема национально-фольклорных тенденций в музыке советских композиторов // Национальное и интернациональное в музыкальном искусстве. Материалы межреспубликанской научно-теоретической конференции. - Алма-Ата, 1983. 0,2 п.л.
Маклыгин А.Л. Сонорная музыка и национальная интонационность в свете критериев художественности // Критерий художественности в литературе и искусстве (В свете содружества наук). - Казань, 1984. 0,4 п.л.
Маклыгин А.Л. Пентатоновые модальные принципы в музыке марийских композиторов // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья и Приуралья (тезисы докладов). - Йошкар-Ола, 1985. 0,2 п.л.
Маклыгин А.Л. Пентатоновые модальные принципы в музыке марийских композиторов // Традиционное и современное в музыке народов Поволжья. - Йошкар-Ола, 1988. 0,8 п.л.
Маклыгин А.Л. Сонорика // Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1990. 0,3 п.л.
Маклыгин А.Л. Архитектурные аллюзии в графической репрезентации музыкальной формы // Свет и звук в архитектуре. - Казань, 1990. 0,2 п.л.
Маклыгин А.Л. Палантай и явления модальности в современной марийской музыке // Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья. - Казань, 1990. 0,6 п.л.
Маклыгин А.Л. Церковная музыка в аспекте становления пентатонового многоголосия // Отечественная культура ХХ века и духовная музыка. - Ростов-на-Дону, 1990. 0,2 п.л.
Маклыгин А.Л. Теоретические взгляды Султана Габяши в контексте музыкальной науки его времени // Страницы истории татарской музыкальной культуры. - Казань, 1991. 1 п.л.
Маклыгин А.Л. «Я словно жемчуга ловец...» // Музыкальная академия. 1992. № 2. 0,5 п.л.
Маклыгин А.Л. Фактурные формы сонорной музыки // Laudamus. - М., 1992. 0,5 п.л.
Маклыгин А.Л. Сонорика как проблема теоретического музыкознания // Фонизм, тембр, фактура. - Киев, 1992. 1 п.л.
Маклыгин А.Л. Церковно-певческая практика в аспекте становления национальных музыкальных культур Среднего Поволжья // Из истории духовной музыки. - Ростов-на-Дону, 1992. 1 п.л.
Маклыгин А.Л. Владислав Куприянов: Эскиз художественной натуры // У сем. 1992. № 2. 0,5 п.л. (на горномар. яз.).
Маклыгин А.Л. Халык яше тамчан моннар бу // Казан утлары. 1992. № 11. 0,5 п.л. (на тат. яз.).
Маклыгин А.Л. Сонорика в музыке и синестезия // Современный Лаокоон. Эстетические проблемы синестезии. - М., 1992. 0,2 п.л.
Маклыгин А.Л. Роль Казани в становлении марийской музыкальной культуры // Межнациональные отношения в России: история и перспективы. - Казань, 1993. 0,2 п.л.
Маклыгин А.Л. Палантай и становление профессионального многоголосия в марийской музыке // Вопросы марийского фольклора и искусства. Вып. ХI. Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. - Йошкар-Ола, 1994. 0,8 п.л.
Маклыгин А.Л. О модальных свойствах пентатоники в песнях луговых мари // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. - Казань, 1995. 0,5 п.л.
Маклыгин А.Л. Певческая практика горных мари конца 19 - начала 20 веков. // У сем. - Йошкар-Ола. 1995. № 4. 0,5 п.л. (на мар. яз.).
Маклыгин А.Л. Джаз на фоне органа // «Казань».1996. № 5-6. 0,5 п.л.
Маклыгин А.Л. Импровизация как путь практического постижения музыкальной формы. // Из педагогического опыта Казанской консерватории. Прошлое и настоящее. - Казань, 1996. 1 п.л.
Маклыгин А.Л. Казань и марийская музыкальная культура // Марийская культура: состояние и перспективы. - Казань, 1997. 0,3 п.л.
Маклыгин А.Л. У истоков профессионализма // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы. - Казань, 1999 - 1 п.л.
Маклыгин А.Л. Губайдулина С.А. // Татарская энциклопедия, т. 1. - Казань, 2002.
Маклыгин А.Л. Сонорика и кораническое пение // Юрий Николаевич Холопов и его школа. - М., 2002.
Маклыгин А.Л. Пространство созидания // "Казань", 2004, № 6.
Маклыгин А.Л. Сошедшие с экрана // "Казань", 2004, № 7.
Маклыгин А.Л. Музыка как способ существования // Из педагогического опыта Казанской консерватории. - Казань, 2005.
Маклыгин А.Л. Лундстрем О.Л. // Татарская энциклопедия. Т. 2. - Казань, 2007.
Маклыгин А.Л. О диссертационном совете Казанской консерватории // Проблемы музыкальной науки / Music scholarship. – 2008. – № 1 (2). – С. 107–110.
Маклыгин А.Л. Детское музыкальное образование: на пути к свободному музицированию // Культура как духовный ресурс развития региона. – М., 2008. – C. 228–241.
Маклыгин А.Л. О модальных чертах музыкальной формы у Мусоргского // От Ars nova к новой музыке: Вопросы теории музыки XIV–XX веков. – Казань, 2008. – С. 101–116.
Маклыгин А.Л. Смоленский и «чувашские партитуры» // Ренессанс Поволжья: Конец XIX – начала ХХ вв. как период духовного возрождения народов. – Чебоксары, 2008. – С. 43–58.
Маклыгин А.Л. Фортепианная импровизация в практическом курсе музыкальных форм // Ad musica: К 75-летию со дня рождения Ю.Н. Холопова: Статьи и воспоминания. – Москва, 2008. – С. 131–141.
Маклыгин А.Л. Региональные музыкальные коммуникации в свете проблем профессионального образования // Музыкальное образование в Среднем Поволжье: XXI век: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Йошкар-Ола, 25-27 марта 2008 г.). – Казань – Йошкар-Ола, 2008. – С. 6–12.
Маклыгин А.Л. Смоленский как музыкальный просветитель народов Среднего Поволжья // С.В. Смоленский и отечественная музыкальная культура: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 16 апреля 2008 г.). – Казань: КГК-КГУ, 2009. – С. 16–26.
Маклыгин А.Л. Современное музыкальное образование в аспекте интегративности обучения // Вузовское и довузовское образование: Модели взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 26-28 ноября 2008 г.). – Казань: КГК, 2009. – С. 5–8.
Маклыгин А.Л. Шарифуллин Шамиль // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор. – 2009. – С. 228–233.
Маклыгин А.Л. Трубин Борис // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор. – 2009. – С. 192–195.
Маклыгин А.Л. Лундстрем Олег // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор. – 2009. – С. 123–125.
Маклыгин А.Л. Блинов Лоренс // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор. – 2009. – С. 43–48.
Маклыгин А.Л. Москва – Казань: творческое содружество // 50 лет Союзу композиторов России. – М.: «Композитор», 2010. – С. 140–146.
Маклыгин А.Л. Разумное и действенное Мирсаида Яруллина // Музыкальная академия. – 2011. – № 6. – С. 114–116.
Маклыгин А.Л. Казанская консерватория – от Гуммерта к Жиганову: воплощение мечты // Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 2 октября 2010 г.). – Казань: КГК, 2011. – С. 5–21.
Маклыгин А.Л. Палантай: дух подвижничества и национального преображения // У колыбели профессиональной музыки: И.С. Палантаю – 125 лет. – Йошкар-Ола, 2011. – С. 136–140.
Маклыгин А.Л. Духовное многоголосие и первые композиторские опыты в Среднем Поволжье // Культура – образование – время. – Казань, 2011. № 1. – С. 16–19.
Маклыгин А.Л. Импровизационность как принцип музыкального мышления С. Сайдашева // Салих Сайдашев и музыкальная культура Поволжья и Приуралья: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 3 декабря 2010 г.). – Казань, 2011. – С. 16–22.
Маклыгин А.Л. С.В. Смоленский – музыкальный миссионер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 15. Искусствоведение. – 2012. –Вып. 1. – С. 249-254.
Маклыгин А.Л. Назиб Жиганов: становление музыкального лидера Татарии // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 2. – С. 32-36.
Маклыгин А.Л. Духовное пение мари и чувашей: возвращение к древнерусскому опыту // Русская музыка в полиэтническом культурном контексте: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 27–28 октября 2011 г.). – Казань: КГК, 2012. – С. 256–270.
Маклыгин А.Л. Гармония как единство противоположностей // С гармонией по жизни: Научные приношения коллег и учеников. Воспоминания. Материалы (К юбилею Л.А. Федотовой). – Казань: КГК, 2012. – С. 3–6.
Маклыгин А.Л. Смоленский как идеолог церковно-певческого миссионерства // Чтения памяти С.В. Смоленского. Хоровое искусство в XIX – XXI вв.: Тенденции и перспективы: Материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 23–25 октября 2012 г.). – Казань, 2013. – С. 14–20.
Маклыгин А.Л. София Губайдулина: звуковые «миксты» времени // Современная музыка как феномен культурного пространства: Губайдулинские чтения: Материалы научно-практической конференции, Казань, 22 мая 2013 года / Сост. Л.Р. Монасыпова, Р.Г. Усеинова, Н.А. Хайруллина; Науч. ред. Л.А. Федотова; Казан. гос. консерватория; Центр современной музыки С. Губайдулиной. – Казань, 2015. С. 6–10.
Маклыгин А.Л. Александр Миргородский: нюансы к портрету // Александр Миргородский. Статьи. Воспоминания. Документы / Сост. В.А. Таганцева, И.Г. Григорьева; науч. ред. Л.А. Федотова; Казанская консерватория. Казань, 2015. С. 137–140.
Маклыгин А.Л. Яков Моисеевич Гиршман – энергия созидания // Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве: Материалы Международной научной конференции (Казань, 25–26 сентября 2013 г.) / Казан. гос. консерватория; Ред.-сост. Л.В. Бражник, А.Л. Маклыгин, Л.А. Федотова. – Казань, 2015. – 176. – (К 100-летию со дня рождения Якова Моисеевича Гиршмана). – С. 7–16.
Маклыгин А.Л. Жиганов как научный образ // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2015. № 2 (10). С. 11-20.
Маклыгин А.Л., Митюкова З. Partimento как вид импровизационной педагогической практики XVIII века // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2015. № 3 (11). С. 11-22.
Маклыгин А.Л. Возвращаясь к музыкальной риторике: о начальном освоении музыкальной речи // 30 этюдов о музыке: Liber amicorum. Екатеринбург, 2015.
Маклыгин А.Л. Музыка как предмет философского осмысления: о книге К.В. Зенкина «Музыка – Эйдос – Время. А.Ф. Лосев и горизонты современной науки о музыке» // Электронный журнал Общества Теории Музыки. 2016, № 2. С. 23-28.
Маклыгин А.Л. Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов» // Электронный журнал Общества Теории Музыки. 2016, № 3.
Маклыгин А.Л. Литинский и Леман: к проблеме обучения «национальных композиторов» // Из истории школ Московской консерватории. Москва, 2016. С. 186-193.
Маклыгин А.Л. Марийская музыка в киноотражении начала 30-х годов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 4. С. 91-96.
Маклыгин А.Л. Музыка в научных векторах революционных перемен (о Третьем конгрессе Общества теории музыки – 2017) // Музыка. Искусство, наука, практика. 2017. № 4 (20). С. 85-90.
Маклыгин А.Л. О странном клавесинном интересе "русского самобытника" Степана Васильевича Смоленского // Музыка. Искусство, наука, практика. 2017. № 4 (20). С. 31-38.
Маклыгин А.Л. Султан Габяши: с «мечтой» о семиступенности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 4. С. 103–108.
Маклыгин А.Л. Бела Барток как художественный ориентир в отечественных финно-угорских композиторских исканиях XX века // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2019. – № 4. – С. 67–74.
Маклыгин А.Л. Становление национальных музыкальных культур в советский период (20-40 годы): проблемы терминологии // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки (Казань, 2–5 октября 2019 г.) : тезисы докладов / редакторы : Е. В. Порфирьева, В. В. Сепешвари ; Казанская государственная консерватория ; Московская государственная консерватория. – Казань, 2019. – На русском и английском языках. – С. 10–11; С. 112.
Маклыгин А.Л. Театр фортепианной импровизации как концертный жанр // Проблемы синтеза в современной музыкальной культуре : cборник трудов международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 11–15 апреля 2019 г.). Том I. – Ростов-на-Дону: Издательство РГК им. С. В. Рахманинова, 2019. – С. 332-342.
Маклыгин А.Л. Лорэнс Блинов // Лорэнс Блинов. Композитор. Поэт. Философ. – Казань, 2019. – С. 8-11.
Маклыгин А.Л. Невзятые вершины «национального музыкального строительства» // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. – 2020. – №4. – С. 539–559.
Маклыгин А.Л. Пентатоника в контексте стадиальных страстей // Проблемы изучения истории и теории музыки народов России: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции. – Чебоксары, 2020. – С. 20-28.
Маклыгин А.Л. Феномен импровизации в аспекте синестезийного мышления // Полилог и синтез искусств: история и современность, теория и практика: материалы III Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 5-6 марта 2020 г.) / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, Голландский институт в Санкт-Петербурге. – СПб: Изд-во РХГА, 2020. – С. 160-164.
Маклыгин А.Л. Десять лет Общества теории музыки в России: навстречу юбилею. О научной «программе» ОТМ / А.Л. Маклыгин; К.В. Зенкин // Музыкальная наука в контексте культуры. Музыковедение и вызовы информационной эпохи: материалы Международной научной конференции (Москва, 27-30 октября 2020 г.). – М.: РАМ., 2020. – С. 14-23.
Маклыгин А.Л. «Джаз не терпит пессимизма!» // Анатолий Василевский. Рыцарь свингующего времени. – Казань: Изд- во «Печать-сервис», 2020. – С. 6-24.
Маклыгин А.Л. Консерваторские «штудии» Владимира Василевского // Анатолий Василевский. Рыцарь свингующего времени. – Казань: Изд- во «Печать-сервис», 2020. – С. 115-120.
Маклыгин А.Л. Национальные рецепции терминологии в советской музыке 1920-40-х годов // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки (Казань, 2–5 октября 2019 года) : материалы конгресса / ответственный редактор Н. И. Наумова ; Казанская государственная консерватория ; Московская государственная консерватория. – Казань, 2021. – С. 15-25.
Маклыгин А.Л. Назиб Жиганов: на пути к консерватории // Из педагогического опыта Казанской консерватории : прошлое и настоящее. Выпуск 4 / Составитель Д. Ф. Хайрутдинова ; Казанская государственная консерватория. – Казань, 2021. – С. 88-102.
Маклыгин А.Л. Композиторская педагогика в свете отечественных национальных детерминант ХХ века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 4 (45). – С. 107-115.
Маклыгин А.Л. Узеир Гаджибейли и Назиб Жиганов: творческие параллели // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. №4. С. 9–16.