О педагоге
Родилась в г. Иркутске.
В 1977 г. с отличием окончила Иркутское училище искусств, в 1982 г. – с отличием окончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского (науч. рук. - докт. иск., проф. Е.В. Назайкинский), в 1995 г. - аспирантуру Московской консерватории (науч. рук. - докт. иск., проф. А.И. Кандинский).
В Казанской консерватории с 1987 г. Ведет специальный класс и курсы: «Анализ музыкальных произведений», «История русской музыки», «История зарубежной музыки», «Отечественная музыка ХХ века», «Зарубежная музыка XX века», «Музыкальная журналистика», «Музыкальная критика», «Творческое проектирование». С 1998 г. - доцент.
Преподавала музыкально-теоретические дисциплины в Казанском музыкальном колледже им. И.В. Аухадеева (с 1983 по 2014 гг.).
Лауреат конкурса "Преподаватель ССУЗ - 2000" (Казань, 2000). Член редколлегии Электронного научного журнала "Медиамузыка".
Доклады
Всероссийская научная конференция «Римский-Корсаков: К 150-летию со дня рождения» (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2000 г.). Доклад «Колокольные звоны в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»
Научно-практическая конференция "Актуальные проблемы музыкального образования. История и современность» (Казанская государственная консерватория (академия) имени Н.Г. Жиганова, 2008 г.). Доклад «Слуховой анализ формы в курсе "Анализ музыкальных произведений"»
Международная научная конференция «Проблемы менеджмента в академической музыке» (Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова, 2009 г.). Доклад «Нужен ли Чайковскому менеджер? Прикладное музыковедение в вузе»
Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование – 2012 (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская государственная консерватория, 2012). Доклад: «Новые специализации в консерватории: проблемы и перспективы внедрения».
Первая Международная научно-практическая конференция «Инновации в музыкальном образовании и культуре. Технологии. Применение. Менеджмент» (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 2013). Доклад: «Презентация и дискуссия. Опыт создания мультимедийного курса».
Международная интернет-конференция «Музыкальная наука в едином культурном пространстве» (Российская академия музыки им. Гнесиных, 2015). Доклад: «Кантата „Москва” в аспекте национального стиля Чайковского. http://gnesinstudy.ru/?p=423
E-mail: helena-hadeeva@list.ru
Ученики
1. Вербицкая О. Русская опера 18 века: к проблеме жанра (1990)
2. Серазетдинова Э. Стилевые тенденции в русской камерной музыке начала 20 века. К проблеме неоромантизма (1991)
3. Семенова С. Органная сюита в творчестве советских композиторов (1991)
4. Герман А. Курс «Слушание музыки» в ДМШ: вопросы методики преподавания (1991)
5. Бородовская Л. Очерки творчества А. Кастальского (1993)
Емельянова Е. Программа по курсу «Слушание музыки» (1993)
Масеева А. «Огненный ангел» Прокофьева в свете эстетики нового искусства (1996)
Казанцева Ю. Неизвестный Чайковский (1996)
Моисеева Е. Русская музыка в оценках англоязычных музыковедов (1997)
Тимкина Р. Художественные проблемы русского музыкального авангарда 10-х - 20-х годов ХХ века (1997)
Запечельнюк Н. Курс современной музыки в ССУЗ (1998)
Сидельникова В. Удмуртская музыка на пути к профессионализму (2000)
Генкал В. Балет Э. Денисова «Исповедь» (2003)
Немакина А. «Сорочинская ярмарка» Мусоргского и традиции комической оперы (2004)
Гилязутдинова А. Балет Любовского «Сказание о Юсуфе» (2004)
Матушкина О. Проблемы формы в камерно-инструментальных произведениях А. Шнитке (2004)
Ильина Е. Очерки творчества А. Луппова (2005)
Спиридонова Е. Новые тенденции в развитии отечественного балета в 20-е годы ХХ века (2006)
Богданова А. Некоторые вопросы формообразования в творчестве Стравинского: к проблеме сонатности (2006)
Сальникова О. «Братское поминовение» Кастальского в контексте художественной культуры «серебряного века» (2007)
Залялова Л. Современный оперный спектакль: к вопросу о жанровом синтезе (2009)
Игнатьева Н. Новый балетный театр Бориса Эйфмана (2010)
Егошина К. Жанр кантаты в русской музыке конца XIX – начала ХХ века (2011)
Каленова А. Сценография в современном оперном спектакле (2012)
Степанова М. Камерно-вокальное творчество Н. Мясковского (2012)
Бикчантаева Р. Современная музыка в современных СМИ (2019)
Шарафутдинова Д. Музыкальная тематика на страницах журнала «Идель» (2019)
Тихонова П. Симфоническое творчество Бенджамина Бриттена в аспекте особенностей стиля композитора (2019)
Конференции
1. XXIV Международные Рождественские образовательные чтения «Традиция и новации: культура, общество, личность». Всероссийская научная конференция «Духовная музыка в ХХ и XXI веках: традиции и новаторство»: «Духовная тематика в творчестве современных композиторов, 01.2016
2. V Санкт-Петербургский международный культурный форум: "Мастерская для магистра: старые проблемы новых специализаций"12.2016
3. Международная научно-практическая конференция КГК «Музыка в кадре и за кадром»: доклад «Киномузыка как предмет науки» 11.2016
4. «Неделя Казанской консерватории», КНР, Дзянлиньский университет, 29 июня 2017: «Русское в русской музыке»
5. XIX Международная конференция «Современное музыкальное образование – 2020» СПб.: «Проблемы реализации образовательных программ прикладного направления в условиях малокомплектных групп»
6. Всероссийская научно-практическая конференция "„Устность“ и „письменность“ в музыкальной культуре цифровой эпохи. Казань, 2020: «Музыкальный журналист у микрофона»
7. Международная научно-практическая конференция «Диалог музыкальных культур Востока и Запада». К 100-летию Бакинской Музыкальной Академии им. Узеира Гаджибейли. Баку, 2021: «Проблемы реализации образовательных программ прикладного направления в современных условиях»
8. Всероссийская научная конференция «Сергей Рахманинов в культуре России» К 150-летию С.В. Рахманинова и 55-летию Ростовской консерватории Ростов-на-Дону ноябрь 2022: «О колокольных источниках орнаментальности у Рахманинова»
Мастер-классы
В Елабуге, Ульяновске, Альметьевске, Иркутске, Набережных Челнах, Октябрьском, Йошкар-Оле, Казани, Ижевске, Перми
Спецкласс
Окунева А. Духовные произведения Карла Дженкинса. 2017
Публикации
Хадеева Е.Н. Колокольные звоны: семантика пространства и времени // Свет и звук в архитектуре: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Казань, 1990.
Хадеева Е.Н. Колокольная образность в русском искусстве начала ХХ века // Русская музыка: наследие и современность: Тезисы докладов научно-теоретической конференции. Н. Новгород, 1992.
Хадеева Е.Н. Колокольная символика в творчестве Рахманинова: Лекция для слушателей курсов ФПК. Казань, 1997.
Хадеева Е.Н. Царская невеста // Музыкальная жизнь. 1998. № 4.
Хадеева Е.Н. Колокольные звоны в творчестве Римского-Корсакова // Музыкальная наука Среднего Поволжья: Итоги и перспективы. Казань, 1999.
Хадеева Е.Н. Китежские колокола // Николай Андреевич Римский-Корсаков: Научные труды Московской гос. консерватории им. П.И. Чайковского. Вып. 30. М., 2000.
Хадеева Е.Н. Символистская поэтика в творчестве Скрябина: Лекция по курсу «История русской музыки»: Для слушателей курсов ФПК. Казань, 2004.
Хадеева Е.Н. Русская симфония М. Балакирева - к проблеме формы // «От Ars nova к новой музыке» Научные труды КГК, вып. 1. (2008).
Хадеева Е.Н. Программный симфонизм кучкистов: Лекция по курсу «История русской музыки» для студентов ТКФ. Казань, 2009.
Хадеева Е.Н. Музыкальная драма М.П. Мусоргского: Лекция по курсу «История русской музыки» для студентов ТКФ. Казань, 2009.
Хадеева Е.Н. Нужен ли Чайковскому менеджер? Прикладное музыковедение в ВУЗе: Материалы международной конференции «Проблемы менеджмента в академической музыке». Ростов, 2009.
Хадеева Е.Н. Интегрированное обучение как способ развития профессионального мышления музыковеда // Музыкальное образование в Среднем Поволжье: XXI век: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Йошкар-Ола, 25-27 марта 2008 г.). – Казань – Йошкар-Ола, 2008. – С. 28–35.
Хадеева Е.Н. Слуховой анализ формы в курсе «Анализ музыкальных произведений» // Вузовское и довузовское образование: Модели взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 26-28 ноября 2008 г.). – Казань: КГК, 2009. – С. 182-189.
Хадеева Е.Н. О возможности модернизации академического музыкального образования // Пространство образования – пространство культуры. – Москва, 2010. – С. 1–7.
Хадеева Е.Н. Кантата Чайковского «Москва»: к вопросу о национальных чертах стиля композитора // К 170-летию со дня рождения П.И. Чайковского: Всерос. интернет-конф. Саратов. консерватории. (Саратов, 1 октября – 21 ноября 2010 г.).
Хадеева Е.Н. Новое пространство татарской классики // Казань. – 2011. № 10. – С. 46–51.
Хадеева Е.Н. [Предисловие к сборнику] // Русская музыка в полиэтническом культурном контексте: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 27–28 октября 2011 г.). – Казань: КГК, 2012. – С. 3–5.
Хадеева Е.Н. Русские композиторы в полиэтническом культурном пространстве Татарстана // Русская музыка в полиэтническом культурном контексте: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 27–28 октября 2011 г.). – Казань: КГК, 2012. – С. 6–17.
Хадеева Е.Н. Духовная тематика в произведениях композиторов Татарстана // Восток и Запад: история, общество, культура: Материалы I Междунар. заоч. науч.-практич. конф. (Красноярск, 15 октября 2012 г.). – Красноярск: Краснояр. краев. науч.-учеб. центр кадров культуры, 2012. – URL: http://educentre.ru/files/west_east.pdf
Хадеева Е.Н. Русские композиторы в Татарстане // Развитие национальных традиций в условиях полиэтнического региона: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. – Казань: Изд-во Минобрнауки РТ, 2012.
Хадеева Е.Н. О медиаобразовании в ДМШ // Культура. Образование. Время: Науч.-практич. журнал. – Казань, 2013. № 1. – С. 31–33.
Хадеева Е.Н. Новые специализации в консерватории: проблемы и перспективы внедрения // Современное музыкальное образование – 2012: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013.
Хадеева Е.Н. Традиции русской духовной музыки в произведениях композиторов Татарстана // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. – Казань: Изд-во К(П)ФУ, 2013.
Хадеева Е.Н. Духовные произведения композиторов Татарстана: новая жизнь традиции // Чтения памяти С.В. Смоленского: Хоровое искусство в XIX–XXI вв.: Тенденции и перспективы: Материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 23-25 октября 2012 г.). – Казань: КГК, 2013. – С. 109–114.
Хадеева Е.Н. Творческие конкурсы для музыкальных журналистов: задачи и перспективы развития // Мультимедийная журналистика Евразии — 2013: Интертекстуальность новых медиа и феномены культуры в медиапрактике в едином информационном пространстве Востока и Запада. Евразия молодая – 2013: Сб. материалов и научных статей. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – С. 498–502.
Хадеева Е.Н. Перспективы музыкального менеджмента в Казани // Культура и образование: инновационные технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 23 апреля 2014 г.). – Казань: Фолиант, 2014. – С. 85–92.
Хадеева Е.Н. «Кантата «Москва» в аспекте национального стиля Чайковского» // Музыкальная наука в едином культурном пространстве: Сайт III Международной интернет-конференции в РАМ им. Гнесиных: Точка доступа: http://gnesinstudy.ru/?cat=8
Хадеева Е.Н. «Об одном конструктивном принципе у Стравинского»//Научный журнал КГК «Музыка: искусство, наука, практика», 2016 №1 (13).
Хадеева Е.Н. «Мировая музыка» Карла Дженкинса: к вопросу о полистилистике в Stabat Mater" PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2017. - № 3.
Хадеева Е.Н. В объективе – киноконференция // Музыка. Искусство, наука, практика. 2017. № 1 (17). С. 67-69.
Хадеева Е.Н. Стилистические особенности Stabat Mater Карла Дженкинса // Музыкальное искусство и наука в современном мире: теория, исполнительство, педагогика: Сборник статей по материалам V Международной научной конференции / Астраханская гос. консерватория; Глав. ред. Л.В. Саввина; ред.-сост. В.О. Петров. 2017. С. 170-178.
Хадеева Е.Н. «Мировая музыка» Карла Дженкинса: к вопросу о полистилистике в Stabat Mater" PHILHARMONICA. International Music Journal. — 2017. - № 3.
Хадеева Е.Н., Бикчантаева Р.М. Музыкальная жизнь на страницах «Музыкальной жизни» // Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы: материалы Международного научно-практического форума. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018. С. 439–442.
Хадеева Е.Н., Исхакова Е.А. Фортепианный цикл Н. Метнера «Забытые мотивы»: к вопросу о композиционном единстве // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 10: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 5 апреля 2017 года / Сост. В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2018. С. 65–69.
Хадеева Е.Н., Окунева А.А. Реквием К. Дженкинса: Диалог времен и традиций // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 10: Материалы Международной научно-практической конференции, Казань, 5 апреля 2017 года / Сост. В.И. Яковлев; Казан. гос. консерватория. Казань, 2018. С. 131–138.
Хадеева Е.Н. Творец чарующих русских созвучий // «Царская невеста»: буклет ТГАТО и Б. – Казань, 2019.
Хадеева Е.Н. «Колокольные диссонансы А.Н. Скрябина» // Историческое музыкознание Казанской консерватории К 70-летию кафедры истории музыки, КГК, Казань, 2019.
Хадеева Е. Н. Оркестровые «развлечения» Н.Я. Мясковского // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2020. – №2 (30). – С. 19–30.
Хадеева Е.Н., Тютин Н.С. Святослав Рихтер играет Шестую сонату С.Прокофьева // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность. Вып. 12: Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 3 апреля 2019 года) / сост. Ю. С. Карпов, В. И. Яковлев. – Казань, 2020. – С. 219-225.
Хадеева Е. Н. Наш Зулёнок // Зульфира Салехова. Под созвездием Лиры: Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. А.И. Заппарова, Л.И. Сарварова. Казань, 2021. С. 119-121.
Тютин Н.С., Хадеева Е.Н. Екатерина Новицкая играет Прокофьева // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства : История и современность. Выпуск 13 : Материалы Международной научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2020 года) / Составители Ю. С. Карпов, В. И. Яковлев ; Казанская государственная консерватория. Казань, 2021. С. 214-218.
Хадеева Е.Н. Где встречаются теория и практика освоения музыкальной формы // Из педагогического опыта Казанской консерватории : прошлое и настоящее. Выпуск 4 / Составитель Д. Ф. Хайрутдинова ; Казанская государственная консерватория. – Казань, 2021. – С. 147-151.
«Образ Богородицы в русских исторических операх (на примере оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже») // Материалы международной конференции «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». Казань, 2016.
«Симфонические развлечения Мясковского» // Музыка. Искусство, наука, практика, №2(30) 2020.
Где встречаются теория и практика освоения музыкальной формы // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. Вып.4 Казань, 2021.
Публицистика
1. В объективе – киноконференция» Журнал КГК «Музыка. Искусство, наука, практика», №1 (17) 2017.
2. О чем рассказывают автографы?» Журнал «Идель», №1, 2017.
3. «Шелковый путь Казанской консерватории» Журнал «Идель», №9, 2017.
4. Консерватория – время перемен Журнал «Казань», №11 2020.