О педагоге
Окончил Казанское музыкальное училище экстерном (1988), Казанскую государственную консерваторию с отличием (1993). Лауреат I премии Всероссийского конкурса научных работ студентов (Москва, 1992). Досрочно окончил аспирантуру, защитив в 1995 году в Московской государственной консерватории кандидатскую диссертацию (науч. рук. – д-р искусствоведения, проф., зав. каф. истории русской музыки Московской консерватории Е.Г. Сорокина). Диссертация В.Р. Дулат-Алеева стала первой диссертацией, выполненной в аспирантуре Казанской консерватории. Окончил докторантуру Московской консерватории, защитил в Москве докторскую диссертацию (1999) и стал самым молодым доктором искусствоведения, а затем и профессором в Российской Федерации по своей специальности.
В Казанской консерватории работает с 1993 года: проректор по научной работе (1999–2007), заведующий кафедрами татарской музыки (2003–2009), истории музыки (2000-2003, 2009-2021), и.о. ректора (2021-2022), ректор (с 2022).
С 2001 года – профессор. Автор программ учебных дисциплин: музыкальная форма (анализ музыкальных произведений), история русской музыки, история исполнительских стилей, методология музыкознания. Создал свою школу казанского музыковедения, подготовив 14 кандидатов наук.
Вадим Дулат-Алеев – один из авторитетных российских музыковедов, методологов и организаторов науки. Монография «Текст национальной культуры» (1999) – одно из самых цитируемых российских исследований по вопросам национального искусства. Учебник В.Р. Дулат-Алеева «Татарская музыкальная литература» – первый по этой дисциплине, используется в учебном процессе всех детских музыкальных школ и музыкальных колледжей Татарстана.
Является членом редколлегий ведущих российских и международных журналов по музыкальной культуре и искусству, среди которых журнал, учрежденный Московской, Казанской и Уральской консерваториями «Музыкальное искусство Евразии. Традиции и современность»; журнал РАМ им. Гнесиных «Современные проблемы музыкознания», журнал Казанского федерального университета «Tatarica». Выступает официальным оппонентом на защитах докторских и кандидатских диссертаций в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Российской академии музыки им. Гнесиных, Государственном институте искусствознания и других искусствоведческих научных центрах страны. Неоднократно приглашался председателем Государственной аттестационной комиссии в Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского, Казахский национальный университет искусств, Государственную консерваторию Узбекистана.
Автор ряда программных и нормативных документов в области системы музыкального образования, в том числе Концепции развития художественного образования в Республике Татарстан (обсуждалась на Коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, опубликована в журнале «Справочник руководителя культуры», 2008); Концепции развития музыкального искусства в Республике Татарстан до 2030 г. (утверждена Приказом министра культуры Республики Татарстан, 2019); концепции и программы развития научно-образовательного кластера Казанской консерватории (Постановление кабинета министров Республики Татарстан от 09.08.2023).
Ведет активную творческую деятельность в качестве автора, художественного и научного руководителя проектов. Среди наиболее значимых проектов В.Р. Дулат-Алеева: создание интернет-портала «Век татарской музыки – Татарстан ahәңнәре»; Фестиваль татарской музыки имени Назиба Жиганова «Мирас» (Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан, художественный руководитель Александр Сладковский); Интернет-фестиваль музыкально-поэтического творчества «Моңлы сүзем»; Музыкально-просветительский фестиваль «Это классика!», Международный концертный абонемент «Мост согласия», Фестиваль духовной хоровой музыки «Душа и Родина» (проведен по Благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла).
Член правления Союза композиторов Республики Татарстан; Союза композиторов России; экспертных советов Министерства культуры Республики Татарстан.
Председатель Совета кластера Казанской консерватории, объединяющего 90 образовательных, театрально-зрелищных и концертных учреждений Республики Татарстан.
Награды
Почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан» (2010);
Премия Федерального агентства по культуре и кинематографии за цикл работ по истории татарской музыки (2004);
Почетная грамота Министерства культуры Республики Татарстан (2019);
Благодарственное письмо министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского за участие в конкурсе концепций создания Высшей школы музыкального и театрального искусства (2019);
Благодарность министра культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой за большой вклад в развитие культуры и многолетнюю плодотворную работу (2020).
Правнук татарского общественно-политического деятеля начала ХХ века Махмуда Дулат-Али, чьим именем названа одна из улиц г. Казани.
Публикации
Книги
Дулат-Алеев В.Р. Текст национальной культуры: Новоевропейская традиция в татарской музыке. Казань, Казанская гос. консерватория, 1999. – 244 с.
Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Часть 1.: Учебник для V класса детской музыкальной школы. Казань, Тан-Заря, 1996. – 85 с. (Книга издана по заказу Министерства культуры Республики Татарстан).
Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература. Часть 2.: Учебник для VII класса детской музыкальной школы. Казань, 1998. – 99 с. (Книга издана по заказу Министерства культуры Республики Татарстан).
Дулат-Алеев В.Р. Татарская музыкальная литература: Учебник для музыкальных училищ и музыкальных школ. Казань, 2007. – 491 с. (Книга издана по заказу Министерства культуры Республики Татарстан).
Дулат-Алеев В.Р. О музыке с трибуны, на сцене и в кулуарах: Статьи, эссе, интервью. Казань: Фолиант, 2019. – 276 [16] c. (Книга издана при финансовой поддержке Правительства Республики Татарстан).
Статьи
Оперное творчество А.Н. Серова и развитие национальной композиторской школы в 50-60-х годах XIX века. - / Деп. В НИО Информкультура: Казанская гос. консерватория, № 2942. /Музыка: Библиографическая информация. Вып. 3. - М., 1995 (3 п.л).
Бузони и век «новой эстетики» // Бузони Ф. Очерк новой эстетики музыкального искусства. - Казань, Казанская гос. консерватория, 1996 (0,1 п.л.).
Изучение национальной культуры и традиция системного подхода //Казанский музыковедческий альманах. Казань, Гран Дан, 1999. С. 3-12 (0,75 п.л).
Новый интертекст оперы «Алтынчач» // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. - Казань, Казанская гос. консерватория, 2001. (1,5 п.л.) [в серии «Тысяча лет татарской музыки»].
От составителя // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. - Казань, Казанская гос. консерватория, 2001. (0,25 п.л.) [в серии «Тысяча лет татарской музыки»].
К исторической оценке творчества Рустема Яхина // Рустем Яхин: Стиль творчества. Сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. - Казань, Казанская гос. консерватория, 2002. (1 п.л.) [в серии «Тысяча лет татарской музыки»].
Назиб Жиганов: личность, творчество, контексты истории // Назиб Жиганов: Статьи. Воспоминания. Документы. Т. 1. - Казань, Казанская гос. консерватория, 2004. (0,75 п.л.).
Специализация «Исследователь татарской музыки» в системе подготовки музыковедов // Из педагогического опыта Казанской консерватории. Вып. 2. - Казань, Казанская гос. консерватория, 2005 (0,5 п.л.).
Структурные уровни в старинной двухчастной форме (к теории музыкальных форм эпохи барокко) // От Ars nova к новой музыке. Научные труды Казанской консерватории. Вып. 1. - Казань, 2008. (2 п.л).
Ученый, педагог, публицист // Сайдашева З. Татарская музыка: история и современность. Казань, Идел-пресс, 2008. (0,1 п.л.).
Музыковедение // Татарская энциклопедия. Т. 4. - Казань, Институт Татарской энциклопедии, 2009 (0,5 п.л.).
Назиб Жиганов // Композиторы Татарстана. – М.: Композитор, 2009. – С. 86–92.
Рустем Яхин // Композиторы Татарстана. М.: Композитор, 2009. – С. 249–254.
Консерватория как жанр образования // Вузовское и довузовское образование: Модели взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 26-28 ноября 2008 г.). – Казань: КГК, 2009. – С. 66–71.
«Музыка и Ислам» Хади Кильдебаки (К 100-летию первого татарского «музыковедческого» исследования) // Музыкальная культура в исламо-христианском контексте: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 17-18 ноября 2009 г.). – Казань: КГК, 2009. – С. 29–35.
Франц Шуберт в музыкально-критическом наследии А.Н. Серова // Франц Шуберт и русская музыкальная культура. – М.: МГК, 2010. –С. 95–103.
Кильдебаки Хади «Музыка и Ислам» (пер. Л. Бородовской, В. Дулат-Алеева) // Из истории татарской музыкальной культуры: Науч. труды Казанской консерватории. Вып. 2. – Казань: КГК, 2010. – С. 100–125.
Нәҗип Җиһанов иҗәты һәм XXI гасыр = Творчество Назиба Жиганова и XXI век // Мәдәни җомга. – Казань, 2011. 21 января (№ 3).
Джон Стэнли и английская музыка середины XVIII века (к 300-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. - 2012. - Вып. 1. - С. 233-237.
Жан-Жозеф Мондонвиль и французская музыка эпохи Людовика XV (к 300-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. - 2012. - Вып. 1. - С. 238-244.
Фридрих II – немецкий композитор (к 300-летию со дня рождения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. - 2012. - Вып. 1. - С. 245-248.
Современная теория музыки: проблемы и перспективы дисциплинарной матрицы // Журнал Общества теории музыки. Вып. 4а. 2014. С. 1-7.
Фарид Яруллин и татарская музыка в межкультурной коммуникации // Tatarica. 2014, № 3. С. 174-183.
Музыкознание в научно-образовательном пространстве университета (к проблеме обновления дисциплинарной матрицы отечественного музыкознания) // Сохранение и развитие языков и культур / Сб. материалов III Международного научно-практического форума «Сохранение и развитие языков и культур». Казань, КФУ, 2014. С. 150-157.
Музыкальная литература в ДМШ: принципы планирования и воспитательный потенциал // Особенности содержания дополнительного образования детей: современные требования и актуальный опыт. – Набережные Челны, 2014. – С. 3-5.
Жиганов для будущего: перспективы изучения жизни и творчества // Творческое наследие Н. Жиганова в контексте современной музыкальной культуры: материалы научно-практической конференции с международным участием. Казань, 7 окт. 2013 г. «Жигановские чтения – 2013» / общ. ред. В.Р. Дулат-Алеева; сост. Л.А. Яковлева. Казань: КГК, 2015. С. 11–18.
Анализ искусства: от синестезии к междисцплинарнй методологии // Галеевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции «От синестезии к синезу искусств» (Прометей» – 2015). Казань: Изд-во «Бриг», 2015. С. 190-194.
Особенности проектной деятельности в системе художественного образования // Практическая деятельность педагогов УДОД в условиях новых информационных технологий. Набережные Челны, 2015. С. 3–5.
Anton N. Salihov and Vadim R. Dulat-Aleev. Factors of Increasing Communicative Potential of Musical Creations in Terms of Intercultural Communication (Evidence from the Music of Tatar Composers) // INTERNATIONAL JOURNAL OF HUMANITIES AND CULTURAL STUDIES (Web of Science). 2016. Spessial Iss. August, pp. 350-355.
Исторический аспект учебного курса музыкальной формы // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. Вып. 3 / Казан. гос. консерватория; Ред.-сост. Е.В. Порфирьева, Л.А. Федотова. – Казань, 2016. С. 110–119.
Структура национальной песенной традиции в эпоху массовых коммуникаций (на примере татарской музыки) // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы V Международной научно-практической конференции (Казань, 16 ноября 2016 г.) / Под ред. З.М. Явгильдиной. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 192–195.
Дулат-Алеев В.Р., Дулат-Алеев Д. Как пианист стал концертмейстером: Из истории нотной записи аккомпанирующей партии // Концертмейстерское искусство. Теория, история, практика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 19 ноября 2015 г.). Казань: КГК, 2016. С. 142–170.
Дулат-Алеев В.Р., Остроумова Е.П. Некоторые особенности PR-технологии циклических культурных проектов (на примере «Шаляпинкого», «Нуриевского» фестивалей и Казанского международного фестиваля мусульманского кино) // Музыкальное искусство и образование: теория, методология, практика: сб. материалов Международной научно-практической конференции (Казань, 1 апреля 2016 г.) / Под ред. Н.В. Шириевой, З.М. Явгильдиной. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. С. 226–230.
Дулат-Алеев В.Р. У музыки не должно быть музейного статуса (интервью Р. Бикчентаевой) // Республика Татарстан. http://rt-online.ru/u-muzyki-ne-dolzhno-byt-muzejnogo-statusa/ 21 ноября 2016 г.
Дулат-Алеев В.Р. Настал момент, когда татарская песня должна выйти на качественно новый уровень (интервью А. Хафизовой) // ATI-Tymes (обзорно-аналитический проект Татар-информ). http://ati-times.tatar-inform.ru/news/culture/29385361/. 8 августа 2016 г.
Дулат-Алеев В.Р. «Ветер перемен» и маяки традиций // ATI-Tymes (обзорно-аналитический проект Татар-информ). http://ati-times.tatar-inform.ru/news/culture/29385438. 13 ноября 2016 г.
Дулат-Алеев В.Р. Безгэ дигэн жыр / Песня для нас / Song for us // Узгэреш жиле: буклет фестиваля татарской песни. Парал. на тат., рус. и англ. яз. ТАГТОБ им. М. Джалиля. – Казань: «Печатный двор», 2016.
Дулат-Алеев В.Р. Большая русская опера 1830–1860-х годов в контексте патриотической темы и "европейского стиля" // Музыка. Искусство, наука, практика. 2017. № 4 (20). С. 24-30.
Дулат-Алеев В.Р. Камерный ансамбль в системе музыкальной культуры и музыкального образования // Камерно-ансамблевое исполнительство: история, теория, педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 30 сентября 2016 года) / Сост. Д.Ш. Галеева, О.П. Степанова; Казан. гос. консерватория. Казань, 2017. С. 4-7.
Дулат-Алеев В.Р. Парадигма исламской культуры в татарской музыке советского периода // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7. № 5A. С. 396-404.
Дулат-Алеев В.Р. Творчество Рашида Калимуллина в аспекте сохранения национальной традиции и развития межкультурной коммуникации на рубеже ХХ-ХХI веков // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 3. С. 74-77.
Дулат-Алеев В.Р. Традиции научных школ Московской консерватории в национальных республиках Среднего Поволжья // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем: сборник статей по материалам международной научной конференции к 150-летию Московской консерватории / Ред.-сост. К.В. Зенкин, Н.О. Власова, Г.А. Моисеев. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. С. 21–26.
Дулат-Алеев В.Р. Русский реализм, «фаустианский» романтизм и театр моралите в опере А.Н. Серова «Вражья сила» // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2018. № 4 (24). С. 38–44.
Дулат-Алеев В.Р. Историческая тема в татарской опере // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2018. № 4 (24). С. 83-89.
Дулат-Алеев В. Р. Кафедра истории музыки Казанской консерватории : педагогические традиции, научные направления, ведущие ученые // Историческое музыкознание Казанской консерватории / Составитель В. Р. Дулат-Алеев ; Казанская консерватория. – Казань, 2019. – С. 3–9. – (Научные труды Казанской консерватории ; Выпуск 3).
Дулат-Алеев В.Р. Историзация музыкально-языковых учений (на примере учебного курса музыкальной формы) // Историческое музыкознание Казанской консерватории / Составитель В. Р. Дулат-Алеев ; Казанская консерватория. – Казань, 2019. – С. 74–82. – (Научные труды Казанской консерватории; Вып. 3).
Дулат-Алеев В.Р. «Русские большие оперы» А.Н. Серова в контексте патриотической темы и «нового русского стиля» // Опера в музыкальном театре: история и современность : тезисы Междунар. науч. конференции (Москва, 11–15 ноября 2019 г.) / Ред.-сост. Н. В. Пилипенко, под ред. И. П. Сусидко ; Российская академия музыки им. Гнесиных. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2019. – На рус. и англ. яз. – С. 58–59.
Vadim R. Dulat-Aleev. “Russian grand operas” by A.Serov in the frame of the patriotic theme and the “new russian style” // Опера в музыкальном театре: история и современность : материалы Междунар. Науч. конференции (Москва, 11 – 15 ноября 2019 г.) / Ред.-сост. И.П. Сусидко ; Российская академия музыки им. Гнесиных. – Т. 1. – Москва: РАМ им. Гнесиных, 2019. – На англ. яз.– С. 297–302.
Дулат-Алеев В.Р. Редукция пяти форм рондо или «Маркс 3.0»: к проблеме терминологической традиции в теории музыкальной формы // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки (Казань, 2–5 октября 2019 г.) : тезисы докладов / Ред. Е. В. Порфирьева, В. В. Сепешвари ; Казанская государственная консерватория ; Московская государственная консерватория. – Казань, 2019. – На рус. и англ. яз. – С. 52–53;
Дулат-Алеев В.Р., Райхман М.Э. Риторическая диспозиция в музыкальной форме инвенций и симфоний И.С. Баха // Музыкальный мир наций: сб. науч. ст. Казань: Казанская гос. консерватория, 2020. – С. 132–144.
Дулат-Алеев В.Р., Дулат-Алеев Д.В. Композиция и импровизация в творчестве Элизабет Жаке де ля Герр // Музыкальный мир наций: сб. науч. ст. Казань: Казанская гос. консерватория, 2020. – С. 114–125.
Дулат-Алеев В. Р. Классификация музыкальных форм А.Б. Маркса в России: история, теория, педагогическая практика // Музыка: Искусство, наука, практика. – 2021. – № 2 (34). – С. 9-17.
Дулат-Алеев В. Р. Систематика форм А. Б. Маркса в России: незавершенное превращение из практического учения по композиции в теорию музыкальной формы // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: исторические метаморфозы: Тезисы IV Международной научной конференции. Москва, 2021. С. 48-49.
Составление и редакция сборников статей
Век Салиха Сайдашева: межвузовский сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. - Казань, Казанская гос. консерватория, 2000. [в серии "Тысяча лет татарской музыки»].
Назиб Жиганов: Контексты творчества. Сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. - Казань, Казанская гос. консерватория, 2001. (1,5 п.л.) [в серии «Тысяча лет татарской музыки»].
Рустем Яхин: Стиль творчества. Сб. науч. ст. /Сост. и науч. ред. В.Р. Дулат-Алеев. - Казань, Казанская гос. консерватория, 2002. (1 п.л.) [в серии «Тысяча лет татарской музыки»].
Вопросы теории и истории музыки народов России и зарубежных стран. Сборник трудов аспирантов и соискателей. Казань, 2003.
Наука о музыке: Слово молодых ученых. Материалы I - III Всероссийских научно-практических конференций. Вып. 1 (2004); Вып. 2 (2006); Вып. 3 (2009).
От Ars nova к новой музыке. Научные труды Казанской консерватории. Вып. 1. - Казань, 2008.
Из истории татарской музыкальной культуры: Науч. труды Казанской консерватории. Вып. 2. – Казань: КГК, 2010.
Творческое наследие Назиба Жиганова в контексте современной музыкальной культуры: Материалы научно-практической конференции с международным участием, Казань, 7 октября 2013 года. Жигановские чтения – 2013 / Общ. ред. В.Р. Дулат-Алеева; сост. Л.А. Яковлева; Казан. гос. консерватория. – Казань, 2015.
Историческое музыкознание Казанской консерватории / Сост. В. Р. Дулат-Алеев; Казанская гос. консерватория. – Казань, 2019. – 188 с. – (Научные труды Казанской консерватории ; Вып. 3).
Музыкальный мир наций / Сост. В. Р. Дулат-Алеев, А. А. Сокольская; Казанская гос. консерватория. – Казань, 2020. – 212 с. – [К юбилею В.Р. Дулат-Алеева].
Методические пособия
Татар музыкасы фонохрестоматиясе / Сост. В.Р. Дулат-Алеев, З.Я. Салехова. Вступ. ст. В.Р. Дулат-Алеева. [Фонохрестоматия по татарской музыке]: учебно-методическое пособие. В 11 CD. Казань: ГТРК «Новый век», 2005 (по заказу Министерства культуры РТ).
Татарская музыкальная литература: Программа и научно-методический комментарий. Для детских музыкальных школ и школ искусств. Казань, 1997.
Опера А.Н. Серова «Вражья сила»: Лекция по курсу оперной драматургии. Казань, 2002. (2,5 п.л.).
Поиск «идеала» русской оперы в 30–50-х годах XIX века: Лекция для слушателей курсов повышения квалификации. Казань, 2001 (2 п.л.)