О педагоге
Родился в 1959 г. в г. Пермь. В 1980 окончил Кировское училище искусств, в 1985 — Казанскую государственную консерваторию в 1985 году по специальности «Композиция» (класс профессора А. Б. Луппова). С 1985 года по 1990 год обучался в очной аспирантуре Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (научный руководитель — И. М. Вызго-Иванова).
С 2012 по 2014 был главным редактором научного журнала «Музыка. Искусство, наука, практика».
В настоящее время ведет курсы: История русской духовной музыки, История фольклористики и этномузыкологии, Теория фольклора, Введение в теорию ритма, Современные проблемы музыкального искусства и науки.
Ученики
Выпускники по специальности «Музыковедение» (специалитет)
1. Сатонина О. Жанр «русская песня» и традиционная песенная культура русского города XVIII — XIX вв.: К вопросу о генезисе жанра (1992)
2. Сабитова Р. Постмодернизм и эволюция форм эстетической коммуникации в музыке: К вопросу о преломлении черт эстетики постмодернизма в композиторской музыке 80—90-х гг. (1994)
3. Левашева Е. К вопросу о понятии «народность» в отечественном музыкознании. (1996)
4. Нуруллина Г. Русская городская музыкально-поэтическая традиция XVII—XVIII вв. и некоторые особенности ритмики камерно-вокальных произведений Мусоргского (1996)
5. Акимова Л. Формирование новоевропейской системы музыкальных жанров в русской камерно-вокальной музыке XVIII — первой половины XIX вв. (1997)
6. Белова С. Формирование тактовой системы музыкального ритма в западноевропейской инструментальной музыке XVII —XVIII вв. (1997)
7. Кремянская С. О преломлении черт неоклассицизма в творчестве Танеева (На примере оперы «Орестея») (1997)
8. Цветков М. «Аллилуия» Губайдуллиной: Опыт анализа цветовой строки (1997)
9. Галанова Г Музыка и концепции культуры (О понимании предмета социологии музыки в различных гуманитарных традициях) (1998)
10. Ахмерова Г. Неомодальность ритмики Брамса и ее истоки (1999)
11. Укурчинов А. Псалмодическая практика русской православной церкви XVIII—XX вв. и региональные традиции клиросного пения (1999)
12. Габидуллин Р. Проблема каталогизации образцов фольклора: К созданию электронного банка данных образцов татарского фольклора (2000)
13. Хабибуллина Н. Публика Большого концертного зала (Опыт социологического исследования) (2000)
14. Царева Я. О проявлении принципов индуктивности художественного мышления у русских композиторов XIX в. (На примере творчества Глинки и Мусоргского) (2000)
15. Якимова Д. Изучение ритмики русской песни и вопросы текстологии в отечественной музыкальной фольклористике (2001)
16. Уголькова-Соловьева Ю. О смысловом наполнении термина «музыкальная критика» (Критик — журналист — копирайтер) (2002)
17. Жаворонкова Е. Публика джазовых концертов Казани (Опыт социологического исследования) (2003)
18. Набиуллова Г. «Авангард» и «национальное» в советской музыке (на примере творчества татарских композиторов) (2003)
19. Хуснутдинова Э. Татарская популярная песня в вопросах и ответах (2003)
20. Засыпкина Е. Компьютер в повседневной деятельности музыковеда и композитора (2004)
21. Головина А. Представления «скорости» и «длительности»: О некоторых психологических предпосылках восприятия времени в музыке (2004)
22. Беленкова Н. Социология музыки или «вульгарный социологизм»? (О некоторых тенденциях развития англоязычного музыкознания 90-х годов XX века) (2005)
23. Калиниченко О. Сайт высшего учебного музыкального заведения в сети Интернет (К созданию официального сайта Казанской государственной консерватории) (2005)
24. Ушанова П. Пение «по напевке» в богослужебной практике старообрядцев храма Казанской иконы Божией матери (2005)
25. Вязельщикова А. Четыре года «Советской музыки»: К истории становления журнала (2006)
26. Масюкова В. О некоторых аспектах взаимоотношения устности и письменности в европейской музыкальной культуре нового времени (2006)
27. Харисова Н. Эстетические и идеологические предпосылки формирования музыкально-теоретической концепции А.Д. Кастальского (2006)
28. Ярхова Л. «Русская музыка о России» (Перевод глав из монографии Ричарда Тарускина «Defining Russia Musically») (2006)
29. Осипова О. Анри Дюпарк: личность, творчество (2008)
30. Широкова К. Камерно-инструментальное творчество Брамса (2008)
31. Садыкова Л. Жанр «русская песня» и некоторые особенности русской стилистики в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя» (2008)
32. Аллаярова Л. «Музыковедение» и «музыкология»: О некоторых особенностях понимания музыкальной науки в англоязычном университетском музыкознании (2009)
33. Красильникова Н. Журнал «Советская музыка» и советская музыкальная публицистика 1938—1939 гг. (2009)
34. Балякина И. Русская народная песня в симфонической музыке на народно-песенном материале М. И. Глинки, М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова (2013)
35. Могилюк А. Изучение нелинейных форм: техника анализа видеоигровой музыки (2015)
Выпускник по специальности «Симфоническое дирижирование» (специалитет, дипломная работа)
36. Терещенко Т. Акустика Большого концертного зала имени С. Сайдашева (2009)
Выпускники по специальности «Музыкальная журналистика (бакалавриат)
37. Хакимова Д. «Клиповое сознание: к вопросу о возникновении современного понимания формата радиопередачи (на примере FM-радиостанций Республики Татарстан) (2015)
38. Остроумова Е. Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина в контексте международных фествальных практик (2015)
39. Вербицкая Е. Жанр рецензии на постановку «современной» оперы (2016)
40. Дудик Е. Творческий коллектив и его презентация в социальных сетях: практические рекомендации (2016)
41. Николаева С. Современные масс-медиа и музыкальное творчество: К вопросу о влиянии коммуникационных технологий на некоторые средства выразительности популярной музыки XX—XXI вв. (2022)
Выпускники по специальности «Музыкальная звукорежиссура» (специалитет)
42. Абашкина К. Основные направления деятельности звукорежиссера: опыт классификации (2018)
Выпускники по специальности «Музыкальная педагогика» (бакалавриат)
43. Шайхутдинова Ф. Композитор Резеда Ахиярова: творческий портрет (2017)
Список кандидатов наук, защитивших диссертации под руководством А. В. Кудрявцева
1. Павлова П. А. Ритмические особенности малого знаменного роспева в певческой практике старообрядцев (на материале казанской традиции (2009)
Публикации
Статьи
Русская музыкальная культура: этапы развития //Межэтнические и межконфессиональные отношения в республике Татарстан (Тезисы.)/ Материалы научно-практической конференции. — Ч. 1. (0,1 п.л.)
Восточнославянский кант и городская народная песня // Актуальные теоретические проблемы этномузыкознания. (Тезисы.) Гиппиусовские чтения V : Материалы конференции. — Санкт-Петербург: РИИИ МК России и РАН, 1993. 0.2 п.л
Оппозиция «верх — низ» в культуре и историко-культурных исследованиях. (По поводу концепции Питера Бёрка). (Тезисы.) //Социальное знание: формации и интерпретации /Тезисы международной научной конференции. — Казань: TEMPUS (TACIS) Совместный международный проект, КГУ, 1995. (0,1 п.л.)
Артист и публика в концертной жизни Казани. (Научная статья.) // Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследований социо-культурных перемен. — Ч. 1. — Казань: Терра-консалтинг, 1999. (1 п.л.)
Предисловие к хрестоматии «Контексты современности» // Контексты современности: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. А. Кудрявцева; Предисл. А. Кудрявцева и Л. Егоровой. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1999.Вып. 2. (0,1 п.л.) Соавтор – Егорова Л.
Aus der Geschichte der “lateinischen Lehre” in Russland: “ein basilianischer Moench” und die ostslawische Hymnographie. («Латинское учение» в России: «базилианский монах» и восточнославянская гимнография.) // Verbum. Analecta neolatina. 1999 / 2. S. 117 — 126. (Studia ad philologiam neolatinam petrinentia quae aedibus universitatis catholicae de Petro Pazmany nominatae rediguntur. Piliscsabae. ISSN 1585-079X.) (0,5 п.л. Соавтор – И. Харисов)
Национальное в музыке: конец репрезентации? (На примере татарской музыки 1980—1990 гг.) //Постсоветская культурная трансформация: медиа и этничность в Татарстане 1990-х гг. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2001. (1 п.л.)
Предисловие к сборнику: Телеман Г.-Ф. Фантазии для флейты соло. (Публикация: Телеман Г.-Ф. Фантазии для флейты соло/ Ред. А Смирновой; Предисл. А. Кудрявцева. Казань, 2000.(0.2 п.л.)
«Художественная» музыка и «национальное» содержание: На примере татарской музыки 1980—1990 гг. (Научная статья.) // Ab Imperio. 2001. № 3. (2,7 п.л.)
Zur Repräsentation des ‘Nationalen’ in der Musik und Musikwissenschaft (am Beispiel der tatarischen kompositorischen Musik des 20. Jahrhunderts) (Репрезентация «национального» в музыке и в музыкальной науке. (На примере татарской музыки.)) (Тезисы.) // International Musicological Society: 17th International Congress, Leuven, 1-7 August 2002. Programme. Abstracts. Leuven-Peer 2002. (S. 135. 0,1 п.л.) (Электронная версия документа размещена на официальном сайте Международного музыковедческого общества (IMS) http://millennium.arts.kuleuven.ac.be/ims2002/index1.htm.)
Восточнославянский кант: вопросы типологизации и генезиса // Русская музыка XVIII—XX веков: Культура и традиции. Казань, 2003. (1,5 п.л.)
От редколлегии (Предисловие к сборнику научных статей «Русская музыка XVIII—XX веков: Культура и традиции») // Русская музыка XVIII—XX веков: Культура и традиции. Казань, 2003. (0,3 п.л.)
Zeitstrukturen im russischen Kant // Traditionelle vs. “alte” Musik in Asien und Europa. Berlin, 2004. S. 20–23.(0,3 п.л.)
Заметки о юбилее Глинки. Казань, 2005. № 3.(0,5 п.л.)
На уроках Жиганова. // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. Вып. 2. Казань, 2005. (0,5 п.л.)
Две редакции мифа о «национальной музыке» (Электронная публ.) // Израиль-21 //http://www.21israel-music.com/National.htm (1 п.л.)
Музыкознание и «смежные» дисциплины: к вопросу о проведении дисциплинарных границ // Вузовское и довузовское музыкальное образование: модели взаимодействия: материалы международной научно-практической конференции (Казань, 26-28 ноября 2008 г.) / Казанская консерватория; сост. и общ. ред. Л.А.Федотовой. - Казань, 2009. (0,7 п.л.)
Силлабика в музыкально-поэтической традиции русского города XVIII века // Музыка. Искусство, наука, практика. № 1 (5). Казань, 2014.(1 п.л. С. 7 – 26.)
«Российская песня»: к проблеме типологизации жанра // // Музыка: искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. 2022. 2 (38). (0,5 п.л. С. 9 — 22. Соавтор – Смирнова Е.)
Переводы
Лэш С. Постмодернизм как культурная парадигма // Контексты современности: Актуальные проблемы общества и культуры в западной социальной теории /Пер. с англ. А.В. Кудрявцева. Казань: Форт-Диалог, 1995. - С. 70-76.
Бёрк П. Народная культура раннемодерной Европы // Контексты современности-2. Хрестоматия / Пер. с англ. А.В. Кудрявцева. Казань: АБАК, 1998. - С. 36-45.
Учебно-методические работы
История русской музыки: XI-XVIII вв. Программа курса. - Казань, 2002.
История зарубежной музыки: От истоков до второй четверти XIX в. Программа курса. - Казань, 2002.
На уроках Жиганова // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. Вып. 2. Казань, 2005.
Редакционная работа
III Чтения памяти С.В. Смоленского: Певческая культура России: век XIX – век XXI: Материалы Международной научной конференции, Казань, 19 октября 2016 г. / Сост. и науч. ред. Ю.С. Карпова, А.В. Кудрявцева. – Казань, 2017.