Select font Arial Times New Roman
Character spacing (kerning): Standard Medium Large
Колпинский Анатолий Петрович (1894–1974), трубач, педагог. Окончил Моск. муз. училище Филарм. общ-ва в 1916. В КГК – 1950–72. С 1957 – профессор. Вел спец. кл. трубы, валт., тромбона, тубы, курс методики преподавания игры на дух. инструм. Основатель кл. трубы в КГК, автор науч.-метод. разработок по вопросам исполнительск. дыхания и работы дыхательного аппарата при игре на дух. инструм. В 1950–62 – зав. каф. дух. инструм. Был солистом симф. орк. Тат. театра оп. и бал. До 1950 работал в различных симф. коллективах Москвы, Баку, Одессы, преп. в Бакинск., Кишинев., Ташкент. и эвакуированной в Узбекистан Ленингр. конс. В его кл. получили образование 23 трубача, 11 валторнистов, 4 тромбониста, 1 тубист, 2 исполнителя на ударн. инструм.
Среди учеников: А. Величко, В. Праченко, Н. Филиппов.
Труды: Школа игры на трубе и корнете; 17 этюдов для трубы с фортепиано; Ежедневные упражнения для валторны и трубы, ансамбля духовых инструментов; обработки и переложения для различных духовых инструментов.
Коган Григорий Михайлович (1901–1979), пианист, педагог, музыковед. Окончил фортепианный факультет Киев. конс. в 1920 (кл. А. Штосс-Петровой и В. Пухальского). Доктор иск. (1940). В КГК – 1949–50, 1951–56, 1958–62, проф. каф. спец. фортепиано. Вел авт. курс истории и теории пианизма, кл. спец. фортепиано, семинар по критике для музыковедов; вел кл. кам. анс. в 1953–55.
В репертуаре: старин. рус. форт. музыка (Д. Бортнянского, И. Ласковского, М. Глинки, Дж. Фильда и др.), произв. франц. клавесинистов, транскрипции Ф. Листа, Ф. Бузони, С. Рахманинова, Л. Годовского. В Казани исполнил цикл концертов «Избранные страницы форт. лит-ры: оригиналы и транскрипции», включавший 120 произв., а также 20 сольн. и анс. прогр. с пианистом Л. Лукомским и виолончелистом А. Броуном.
Среди учеников: С. Губайдулина, И. Гусельников, Б. Евлампиев.
Труды казан. периода деят-ти: Записи музыкальных произведений в исполнении С. Рахманинова // Вопр. нар. творчества и муз. исполнительства: Сб. науч. работ КГК. Казань, 1960. Стихийность и сознательность в исполнительском искусстве // Коган Г. Вопр. пианизма. М., 1968.
Касаткина Галина Яковлевна (1924–1990), музыковед, педагог. Окончила КГК в 1950 (кл. А.Г. Корсунской). Канд. иск. Дис.: «Современная тема в татарской опере» (1971). В КГК – 1950–90. Вела спец. кл., историю отеч. музыки, методику преп. муз.-ист. дисц., пед. практику. В 1967–68, 1974–81 – зав. каф. истории музыки. Профессор (1979). Исследователь тат. проф. музыки. Засл. деят. иск-в ТАССР (1984). Чл. СК. Под ее рук-вом защитили канд. дис.: М. Файзулаева, Ф. Шамсутдинова, А. Алмазова, Р. Шарафутдинова. Подгот. более 80 студентов-музыковедов.
В их числе: А. и Т. Алмазовы, Н. Альмеева, И. Галкина (Чалыкина), Г. Губайдуллина, И. Данилова, И. Налетова (Москальчук), А. Петров, Е. Порфирьева, З. Сайдашева, М. Файзулаева, Л. Федотова, Ф. Шамсутдинова.
Осн. труды: Опера Жиганова «Джалиль»: Путеводитель. М., 1961; «Ирэк» – первая опера Назиба Жиганова на современную тему // Учен. зап. Казан. конс. Казань, 1970. Вып. 4; Татарский симфонический и его главный дирижер // Сов. музыка. 1968. № 11; «Сабантуй» (о второй симфонии Жиганова) // Сов. музыка. 1969. № 11; Обновляя традиции // Сов. музыка. 1979. № 10; Успехи и проблемы музыкантов республики // Сов. музыка. 1973. № 4; Новые достижения татарского симфонизма // Музыка России. М., 1980. Вып. 3; Художник щедрого таланта, неисчерпаемой энергии // Сов. музыка. 1981. № 11; Драматургия оперы «Джалиль» // Вопр. тат. музыки. Казань, 1967; «Атланты» А. Лемана // Сов. музыка. 1968. № 4 (в соавт. с Л. Федотовой); Обновление традиций (о фортепианной сонате Р. Еникеева) // Сов. музыка. 1970. № 10; Драматургия оперы Жиганова «Ильдар» // Учен. зап. Казан. конс. Казань, 1973. Вып. 5; Современная тема в оперном творчестве Жиганова // Музыка и современность. М., 1975. Вып. 9; Слово о Михаиле Алексеевиче Юдине // Из пед. опыта Казан. конс. Казань, 1996.
Карпухин Евгений Иванович (1926–2007), валторнист, педагог. Окончил Горьк. конс. в 1956 (кл. В.В. Шведова и С.И. Янкелевича). В КГК – 1967–2007. С 1980 – проф. В 1978–93 – зав. каф. дух. и ударн. инструм. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1970), засл. деят. иск-в РТ (1998). Лауреат Муз. фест. молодежи Чувашии (1957). В 1949–51 – солист Калуж. симф. орк., в 1956–60 – солист симф. орк. Чуваш. филармонии, в 1960–67 – солист орк. Театра оп. и бал. (Чебоксары). В 1956–67 вел кл. валт. в Чебоксар. муз. училище. Был солистом симф. орк. Тат. театра оп. и бал. Выпускники его класса работают в орк. ГАБТа, Муз. театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в симф. орк. Москвы, Петербурга и др. городов России. Имеет фонд. зап. Всесоюз. и Респ. (Чуваш.) радио (1-я валт.). Автор метод. работ: Начальн. обучение на валт.; Смысловые упражнения для валт.; Мастерство и авторитет преп. по спец. Создан большой реперт. для валт. в виде хрестоматий и сборников.
Среди учеников: М. Баландин, В. Галкин, К. Иванов, А. Митюков, Ю. Самарский, А. Фаткуллин, З. Хаматдинов.
Труды: Более 50 перелож. и обработок, опубликованных изд-вом «Музыка»: Классические пьесы для валторны и фортепиано / Перелож. Е. Карпухина. М., 2001; Старый замок: детские пьесы русских композиторов / Перелож. для валт. и фп. Е. Карпухина. М., 2004; Произведения для валторны и фортепиано / Сост. И. Алмазов; ред. Е. Карпухин, Ю. Самарский, М. Баландин. Казань, 2005; Психолого-педагогические основы формирования мастерства и авторитета преподавателя специальных музыкальных дисциплин // Из пед. опыта Казан. конс. Вып. 2. Казань, 2005 и др.