75-летию Казанской консерватории и 110-летию со дня рождения ее основателя и первого ректора Назиба Жиганова стал посвящен показ оперы «Тюляк» в Театре драмы и комедии имени К.Тинчурина. Спектакль представили студенты и выпускники Казанской консерватории – солисты оперной студии и оркестр “Tatarica” под управлением заслуженного деятеля искусств Татарстана Рината Халитова. Опера была показана в рамках юбилейного фестиваля Казанской консерватории.
За годы работы оперной студии Казанская консерватория не только поставила десятки сочинений мировой оперной классики, но и возобновила целый ряд национальных спектаклей.
Опера «Тюляк» Назиба Жиганова была возрождена ещё в 2017 году, с тех пор постановка несколько раз с большим успехом была показана на сцене Государственного Большого концертного зала им.Сайдашева в Казани, была показана на Новой сцене ГИТИСа и Детском музыкальном театре имени Наталии Сац в Москве, вошла в программы Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз», Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку». Постановка оперы «Тюляк» Назиба Жиганова признана одним из трендов и одним из самых ярких событий концертного сезона 2019-2020 (по версии журнала «Музыкальная жизнь»).
Либретто Наки Исанбета основывалось на татарском и башкирском фольклоре. Есть здесь и благородные герои, и подлые предатели, и любовь, и борьба со злом.
Основная мысль оперы высказана главным героем, воином Тюляком: «И сердце смелое со дна всплывёт и в бой пойдёт: батыр не гибнет никогда». Нравственный долг, защита родной земли для любого человека важнее всего.
Легенда о Тюляке – простая, но очень атмосферная и красочная и в музыкальном, и в визуальном плане.
Солисты проявили себя профессионалами своего дела, зритель вовлекался в происходящее, начиная переживать за судьбу героев.
Роль Тюляка исполнил Ильгиз Мухутдинов. Это был не первый его выход на сцену в заглавной партии, поэтому было видно, что он уверенно чувствует себя в этой роли. Прозрачный высокий тенор Тюляка способен оживить прибрежные цветы, влюбить в себя русалку Су-Слу. Тюляк – еще и воин, защитник отечества и верный заступник любимой Аембике.
Аембике, партию которой исполнила Айгуль Гардисламова, поразила зрителя с первого появления на сцену и внешностью, и голосом, и артистизмом. Её виртуозное владение голосом было заслуженно отмечено зрителями. И как переживали все из-за трагической гибели героини в финале!
Выигрышная роль, как это часто бывает, была у отрицательного персонажа – Сартлана, его партию исполнил Руслан Закиров. У артиста получилось эмоционально и достоверно передать образ предателя. Из зрительного зала казалось, что это настоящий военачальник – коварный, страстный и противоречивый.
Нежные арии Су-Слу (Сюмбель Киямова), её дуэты с Тюляком, грозные речи хана Алимбека (Ильнар Давлетшин), партия сокольничего Солтан-Герея (Айрат Ганиев), подробно разработанные композитором, были проникновенно спеты молодыми артистами.
Сопровождал действо оркестр «Tatarica», дополненный группой симфонического оркестра консерватории под управлением Рината Халитова.
Солисты, хор, оркестр, танцовщики Театра танца «Сайдаш» – каждый артист старался не только хорошо выступить, но сделать так, чтобы зрители поверили в происходящее.
И они поверили! В конечном итоге становится понятно, что это не просто сказочная история. По замыслу композитора, она становится своеобразной философской символической трактовкой национальной истории. И каждый, кому доведется соприкоснуться с этим творением или его сценической версией, обязательно найдет что-то интересное и поучительное для себя.
https://sun9-80.userapi.com/impg/ETIEY84N9NGR5OnWmNYu7cZQcRigv473yi3IuA/veikxh9Mm4s.jpg?size=1280x853&quality=96&sign=ff13d4fc32542edf6838ab34749f03a1&type=albumМатериал подготовила Елена Ваганова