23-24 октября в Казанской консерватории состоялась масштабная Международная научно-практическая конференция «Музыкальное барокко в культуре XVII – XVIII веков». Программа конференции включала самые разные направления: обсуждение теоретических и исторических проблем, научных трактатов, техники сочинения, особенностей исполнения.
Широкий круг организаций-участников включал консерватории Москвы, Казани, Новосибирска, Екатеринбурга, Саратова, Государственной консерватории Узбекистана, Северо-Кавказского государственного института искусств, Российской академии музыки им. Гнесиных, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Государственного института искусствознания, Белорусской государственной академии музыки, Аньшуньского университета (КНР), музыкальные колледжи Казани, Нижнекамска.
От имени ректора Казанской консерватории Вадима Дулат-Алеева и оргкомитета участников конференции приветствовала директор Департамента науки, информационных технологий и просветительской деятельности Дилия Хайрутдинова.
Пленарное заседание определило основные направления конференции. В докладе доктора искусствоведения, профессора Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Л.В. Кириллиной выстроилась убедительная сравнительная конструкция, показавшая трансформацию сюжета об Иевфае от Кариссими до Генделя. Яркие иллюстрации, интересные документы, виртуозное владение речью сделали доклад одним из самых запоминающихся. Разные стороны творчества И.С. Баха и Г.Ф. Генделя, а также их старших и младших современников – Н. Порпоры, Д. Букстехуде, А. Страделлы, Г. Шютца, сыновей великого Баха – Вильгельма Фридемана и Карла Филиппа Эммануила стали предметом интереса профессора М.Е. Гирфановой, старшего преподавателя Е.Ю. Шигаевой (Казанская консерватория), студентов Белорусской академии музыки Д.А. Буян и Казанской консерватории Э.Н. Саляхиевой. Большое место в докладах было отведено теоретическим проблемам той эпохи, нашедших отражение в трактатах Марена Мерсенна (преподаватель Ю.А. Иванова, Нижнекамский музыкальный колледж им. С. Сайдашева; М.Е. Гирфанова), Иоганна Кристофа Штирляйна (доцент А.А. Мальцева, Новосибирская консерватория).
Не менее значительными были проблемы, связанные с представлением о барокко в русском искусстве. В поле зрения докладчиков оказались барочные традиции в инструментальной музыке русских композиторов (профессор Ю.С. Семенова, Казанская консерватория), особенности формирования вокальных жанров в среде русского города XVII – XVIII веков (профессор А.В. Кудрявцев, Казанская консерватория), стилистические метаморфозы духовного творчества Максима Березовского (профессор О.Е. Шелудякова, Уральская консерватория), вопросы систематизации пятиголосных партесных концертов XVII – XVIII веков (профессор Н.Ю. Плотникова, Московская консерватория).
Панорама искусства XVII – XVIII веков предстала разножанровой, разностильной, во множестве оттенков и многообразии решений. Органный концерт (доцент В.В. Невдах, Белорусская академия музыки), английская и итальянская опера (соискатель А.В. Хахина, Казанская консератория; преподаватель Чэнь Цзини, Аньшуньский университет; аспирант Д.В. Любимов, Уральская консерватория), а также оратория (студентка А.А. Коломоец, Московская консерватория) и симфонии (аспирант Ван Юньцзе, Российский педагогический университет им. А.И. Герцена).
Отдельным направлением стало практическое освоение музыки эпохи барокко. Доклады У.В. Ловчиковой (ассистент-стажер Московской консерватории), А.И. Иванова (аспирант Российской академии музыки им. Гнесиных), П.Ю. Москвителёвой (студентка Московской консерватории), Ф.Х. Курашиновой (старший преподаватель Северо-Кавказского института искусств), в которых освещались особенности вокального, флейтового, виолончельного, органного и клавирного исполнительства, содержали важные рекомендации, полезные не только для музыковедов, но прежде всего для концертных исполнителей. Они сопровождались уникальными аудио и видео иллюстрациями, с большим интересов воспринятыми аудиторией. Кроме того, А.В. Сахаровой (зав. отделом аспирантуры и ассистентуры-стажировки Казанской консерватории) и Н.М. Смирновой (профессор Саратовской консерватории) были затронуты вопросы аутентичного исполнительства.
Закономерные итоги освещения исполнительской практики барокко были подведены на мастер-классе «Континуо в оперных и камерно-инструментальных произведениях Генделя», блестяще проведенном ассистентом-стажером Московской консерватории Ульяной Ловчиковой. В нем, как и в ранее прочитанном докладе, посвященном транскрипциям английских авторов 1-й половины XVIII века для клавесина соло, в полной мере раскрылась импровизационная природа барочной музыки.
Изящным дополнением к конференции стал спектакль «Галантные Индии» Ж.Ф. Рамо, показанный Оперной студией Казанской консерватории на сцене Большого концертного зала им. С. Сайдашева с участием преподавателей и студентов Казанского музыкального колледжа им. И.В. Аухадеева, хореографического и театрального училищ.
В открытой лекции «Барочные традиции в творчестве Бетховена», прочитанной Л.В. Кириллиной в заключительный день конференции, ясно обозначилась преемственность немецкой музыкальной традиции от Генделя к Бетховену и в то же время установилась некая виртуальная граница между барокко и классицизмом. В то же время стало очевидным, что современное исследование музыкальной культуры барокко вступило в новый период, когда особенно значительным является практическое освоение огромного корпуса сочинений композиторов разных стран XVII – XVIII веков, формирование исторически достоверного представления об инструментарии, исполнительских особенностях и теоретических обоснованиях музыкальной практики эпохи. Это – задача будущих исследований.