Русский язык
РУССКИЙ ЯЗЫК
Экзаменационная работа выполняется в тестовой форме, включает 29 заданий и состоит из следующих частей:
в заданиях части А (задания 1-10) необходимо выбрать только один правильный вариант ответа;
в заданиях части Б (задания 11-23) необходимо выбрать два правильных варианта ответа;
в заданиях части В (задания 24-29) ответ необходимо ввести самостоятельно.
Ответом к заданиям являются цифра(-ы) или слово(-а).
Критерии оценки:
Часть А: Задания 1-10 – каждый правильный ответ 3 балла. Всего – 30 баллов.
Часть Б: Задания 11-23 – каждый правильный ответ 2 балла. Всего – 52 балла.
Часть В: Задания 24–29 – каждый правильный ответ 3 балла. Всего – 18 баллов.
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются. Максимальная сумма баллов – 100 баллов.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
ВНИМАНИЕ!
Настоящий тест является ПРИМЕРНЫМ!
Формулировки вопросов на вступительном испытании будут изменены
Пример теста
1. Выберите вариант ответа со словами, которые являются АНТОНИМАМИ.
1) выбирать – забирать
2) тяжелый – интересный
3) начало – налево
4) наконец – навсегда
5) узкий – широкий
6) привлекательный – симпатичный
2. Выберите вариант ответасо словами, которые являются СИНОНИМАМИ..
1) метель – вьюга
2) экономный - расточительный
3) приехать – пойти
4) осуждать – обсуждать
5) общаться – посещать
3. Выберите слово, которое сочетается с прилагательным ГЛУБОКИЙ.
1) вечер
2) успех
3) нрав
4) старик
5) крах
4. Выберите вариант ответа со словами, которые являются ПАРОНИМАМИ:
1) туш - тушь
2) зАмок - замОк
3) сильнейший - слабейший
4) масло - масляное
5) невежа - невежда
5. Выберите вариант ответа с ТАВТОЛОГИЕЙ:
1) проливной дождь
2) рассказывать историю
3) реорганизация организации
4) сообщить новость
5) мгновенный эффект
6. Выберите правильный вариант продолжения предложения.
Сергей уже купил учебники … .
1) по гармонии
2) о гармонии
3) с гармонией
4) в гармонии
5) для гармонии
7. Найдите правильный вариант продолжения предложения.
Туристы интересуются … на завтра.
1) про экскурсионную программу
2) об экскурсионной программе
3) экскурсионной программой
4) за экскурсионной программой
5) с экскурсионными программами
8. Выберите НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант склонения числительных.
1) о полутора днях
2) о сорока учениках
3) с девяностами рублями
4) со ста проблемами
5) с тремя книгами
9. Выберите правильный вариант продолжения предложения и впишите в бланк цифру ответа.
Экскурсия в музей начнётся … .
1) через десять минут
2) спустя десять минут
3) десять минут назад
4) после десяти минут
5) о десяти минутах
10. Выберите правильный вариант.
В каком слове на месте пропуска пишется буква У?
1) девушки маш..т платками
2) хирурги леч..т
3) маяч..т башни
4) больные дыш..т тяжело
5) книги много знач..т для меня
11. Определите НЕПРАВИЛЬНЫЕ варианты согласования географических и астрономических названий.
1) на горе Эльбрус
2) в Кемерове
3) в городе Казань
4) на планете Марс
5) в штате Техасе
12.Выберите правильные варианты продолжения предложения.
В нашей группе учатся … .
1) четыре иностранных студенток
2) четыре иностранных студентов
3) четыре иностранных студента
4) четверо иностранных студенток
5) четыре иностранные студентки
13. Найдите предложения с лексическими ошибками.
1) Слова и словосочетания, связанные между собой грамматически и по смыслу, называются членами предложения.
2) Оперу «Царская невеста» написал Н. А Римский-Корсаков.
3) Рождество я отмечал у коллеги по работе.
4) Я тебе всецело доверяю.
5) В ноябре магазин «Segreti» учинит показ мод.
14. Определите варианты, где в словах на месте пропуска пишется буква O.
1) марганц_вая кислота
2) парч_вый наряд
3) ситц_вый халат
4) смешная девч_нка
5) кольц_вая дорога
15. Найдите ПЛЕОНАЗМЫ.
1) совещание директоров
2) карта мира
3) первый дебют
4) неадекватная реакция
5) бесплатный подарок
16. Выберите варианты, где в словах на месте пропуска букв пишется СС.
1) технический прогре…
2) известная пье…а
3) крепкий фа…ад
4) старый па…ечник
5) молодой а…истент
17. Выберите варианты, где в словах на месте пропуска букв пишется НН.
1) имени…ик
2) вкусное мороже…ое
3) гости…ица
4) образова…ый человек
5) ошибка исправле…а
18. Выберите слова, которые пишутся через дефис:
1) (ви)за(ви)
2) (тет)а(тет)
3) (альма)матер
4) (дежа)вю
5) (цейт)нот
19.Выберите фразеологизмы, которые обозначают умного человека.
1) ум короток
2) светлая голова
3) себе на уме
4) задним умом крепок
5) семи пядей во лбу
20. Выберите ряды, в которых правильно расставлены ударения в словах.
1) жалюзИ, квартАл, логИн
2) киломЕтр, лгАла, свеклА
3) газопрОвод, кОмпас, катАлог
4) бармЕн, созвОнимся, стОляр
5) пулОвер, щавЕль, апострОф
21. Выберите ряды, в которых неправильно образованы формы множественного числа именительного падежа имени существительного.
1) инспекторы, лекторы, профессора
2) бухгалтеры, диспетчеры, доктора
3) возраста, инженера, договора
4) конструкторы, принтеры, редакторы
5) тренера, выпуска, директоры
22. Выберите ряды, в которых правильно образованы формы множественного числа родительного падежа имени существительного.
1) грузин, мест, чулок
2) яблоков, апельсинов, макаронов
3) плечей, шортов, валенков
4) носков, брюк, солдат
5) пять амперов, семь помидор, трое джинс
23. Выберите предложения, в которых на месте скобок пропущено тире.
1) Научный поиск ( ) это бой с тайнами природы.
2) Погода (…) прекрасная.
3) Четыре ( ) чётное число.
4) Этот автомобиль (…) мой.
5) Брат (…) тоже врач.
Прочитайте текст и выполните задания 24-29.
(1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…
(3) Чего же не хватало пушкинскому герою – споров, театров и выставок? (4) Что значит духовная жажда?
(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность – не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что само по себе чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека – это его собственное стремление к высокому, и тогда книги или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника – ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство – все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.
(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.
(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные – назовём их стремлением «священный сердца жар, к высокому стремленье» (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…
(По С. Соловейчику*)
* Соловейчик Симон Львович (1930 – 1996) –российский публицист, педагог и философ, инициатор педагогики сотрудничества, в рамках которой воспитание рассматривается не как воздействие на ребёнка, а как диалог педагога и ученика. В 1992 году С.Л.Соловейчик основал и возглавил газету «Первое сентября».
24. Среди предложений 14-18 найдите такое, в котором автор утверждает, что нельзя считать духовным человека, который живёт лишь бытовыми заботами. Впишите в бланк номер предложения. (Правильный ответ – 16)
25. В предложениях 11-13 использовано индивидуально-авторское слово, характеризующее искусство в формировании духовности, интеллигентности и воспитанности. Из текста перепишите это слово в бланк. (Правильный ответ – духоподъёмно)
26. Среди предложений 17-21 найдите такое, в котором имеются лексические антонимы. Впишите в бланк номер предложения. (Правильный ответ – 18)
27. В предложениях 20-22 найдите слово, обозначающее «настойчивое желание сделать что-либо или добиться чего-либо, внутренне обусловленная необходимость». Из текста перепишите это слово в бланк. (Правильный ответ – стремление)
28. Какой тип речи представлен в предложениях 5-13? Впишите его название в бланк ответа. (Правильный ответ – рассуждение)
29. Среди предложений 18-22 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза, лексического повтора и антонимов. Впишите в бланк номер предложения. (Правильный ответ – 21)
Литература
Вступительное испытание проводится в форме устного ответа на два вопроса, один из которых по русской литературе XIX века, другой - XX века
I. Русская литература XIX века
- В. А. Жуковский как основоположник русского романтизма. Специфика романтического мировосприятия поэта (на примере 2-3 произведений по выбору экзаменуемого).
- «Солнце русской поэзии»А.С. Пушкин: судьба и творчество. Основные мотивы и образы лирики (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
- Жанровые особенностиромана в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. «Татьяны милый идеал», Онегин и Ленский,образ рассказчика. Пушкинские сюжеты в музыкальном театре.
- Творческий портретМ.Ю. Лермонтова. «История души человеческой» в романе «Герой нашего времени».
- Основные мотивы и образы лирики М. Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Нравственно-философское звучание стихотворения «Дума».
- Н.В. Гоголь: судьба и творчество. Своеобразие интриги и развитие конфликта в комедии «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина как социальное явление.
- Автор и его герои в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Жанровое своеобразие произведения.
- Человек, природа, мироздание в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Философская проблематика стихотворения «Silentium!».
- «Вечный странник»И.С. Тургенев. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе «Отцы и дети». Принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров.
- Правда Раскольникова и правда Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Роль евангельских образов и мотивов.
- А.Н. Островский как драматург-новатор. Актуальность его пьес в наши дни. Черты социально-бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе «Гроза».
- М. Е. Салтыков-Щедрин как сатирик и как философ. Анализ 2-3 сказок на выбор экзаменуемого.
- Творческий портретЛ.Н. Толстого. Личность и история в романе «Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа.
- Главные герои романа Л.Н. Толстого «Война и мир»: духовный облик, эволюция характеров. «Мысль семейная» и «мысль народная». Роль авторских комментариев.
- Особенности драматургии А. П. Чехова и его новаторство в области драмы. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе «Вишневый сад».
II. Русская литература XX века
- «Серебряный век» русской поэзии:основные направления, их представители.
- Раскол в русской литературе 1914-1922 гг. Возникновение литературы русского зарубежья, ее основные представители.
- Социальная и философская проблематика пьесы М. Горького «На дне». Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека. Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе.
- «Музыка революции» в поэме А.А. Блока «Двенадцать». Многозначность образа Христа в финале поэмы.
- Философские вопросы бытия в лирике С.А. Есенина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Образ Руси.
- Лирический герой и проблематика ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
- И.А. Бунин. Тема смысла жизни и тема ностальгии (по рассказам «Господин из Сан-Франциско» и «Антоновские яблоки»).
- М.А. Булгаков: судьба и творчество.Три мира и их взаимодействие в романе «Мастер и Маргарита».
- Человек на изломе историив романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». Сценическая и кинематографическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».
- Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
- Человек, природа, творчество в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).
- Творческий портретА.А. Ахматовой. Конкретно-историческое и вечное в проблематике поэмы «Реквием». Своеобразие композиции поэмы. Образ матери и трагедия народа.
- Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова. Искания Григория Мелехова в романе «Тихий Дон». Смысл финала эпопеи.
- Творчество поэтов-шестидесятников и эпоха «оттепели». Анализ творчества Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского (по выбору экзаменуемого).
- Нравственная проблематика ранней прозы А.И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича» и рассказу «Матрёнин двор»).
Требования по русскому языку и литературе для иностранных абитуриентов
РУССКИЙ ЯЗЫК
Иностранные абитуриенты, поступающие в Казанскую государственную консерваторию, должны продемонстрировать владение лексическими, грамматическими нормами русского языка и умение решать простые коммуникативные задачи. В связи с этим на вступительных испытаниях они должны выполнить следующие задания:
√ Выполнить письменный тест, включающий в себя 15 вопросов, проверяющий знания абитуриентов в области склонения именных частей речи (существительного, прилагательного, местоимения). Абитуриент должен выбрать один из трех предложенных вариантов ответа, в котором правильно указано окончание той или иной части речи.
√ Написать под диктовку преподавателя небольшой текст (6–7 предложений), проверяющий умение абитуриента адекватно воспринимать иностранную (русскую) речь на слух и записывать ее.
√ Прочитать предложенный текст и ответить на вопросы преподавателя, продемонстрировав тем самым его понимание.
√ Рассказать о своей будущей специальности, используя имеющийся лексический запас, и ответить на вопросы преподавателя по данной теме.
ЛИТЕРАТУРА
На экзамене по литературе иностранные абитуриенты должны продемонстрировать свою осведомленность в отношении выдающихся русских писателей и их произведений. Поступающий должен уметь рассказать об одном из писателей-классиков (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов), назвав основные вехи его жизни и творчества, а также перечислив его главные произведения. Абитуриент должен уметь продекламировать одно из стихотворений русских поэтов (Пушкин, Лермонтов).