О педагоге
Родилась в г. Магнитогорске Челябинской области.
В 1956 г. окончила Магнитогорское музыкальное училище, в 1961 г. - Казанскую государственную консерваторию, в 1981 г. - аспирантуру Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания (Москва). В 1984 г. защитила диссертацию на соискание степени кандидата искусствоведения «Теоретические проблемы творчества татарских композиторов периода 50-60 годов» (Всесоюзный научно-исследовательский институт искусствознания; научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор М.Е. Тараканов). В 2003 г. - диссертацию на соискание степени доктора искусствоведения «Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья» (Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского).
В 1961-1964 гг. преподавала в Средней специальной музыкальной школе при КГК, в 1964-1974 гг. - в Казанском музыкальном училище. В Казанской консерватории преподает с 1974 г. Ведет специальный класс, сольфеджио, курсы методики преподавания сольфеджио, гармонии, элементарной теории музыки, спецкурс "Ангемитоника". В 1985-1987 гг. - заведующая кафедрой теории музыки, в 1989-1998 гг. - проректор по научной работе, в 2000-2003 гг. - заведующая кафедрой истории музыки, в 2003 - 2009 гг. - заведующая кафедрой теории и истории музыки.
Принимала участие в международных, всероссийских, региональных конференциях в Москве, Казани, Уфе, Чебоксарах, Саранске, Йошкар-Оле и др. городах.
С 2005 г. ежегодно читает лекции и проводит практические занятия со слушателями Института дополнительного профессионального образования при Министерстве культуры Республики Татарстан и факультета дополнительного профессионального образования Казанской консерватории.
Ученики
Т. Галонова (1978 г.)
Т. Сюздина (1979 г.)
Т. Голубева (1979 г.)
И. Логунова (1979 г.)
М. Геселева (1980 г.)
Р. Курбангалеева (1980 г.)
Э. Павлова (1980 г.)
Т. Липатова (1981 г.)
Н. Сажина (1981 г.)
Н. Углицкая (1981 г.)
Г. Бавыкина (1982 г.)
Н. Виноградова (1982 г.)
З. Ишимбетова (1982 г.)
Н. Фаритова (1983 г.)
О. Костина (1983 г.)
Н. Назмиева (1984 г.)
С. Никитина (1984 г.)
И. Радыгина (1984 г.)
Г. Шолохова (1984 г.)
И. Шир (1985 г.)
К. Мерсиапова (1986 г.)
И. Шаронова (1986 г.)
Н. Мерсиапова (1986 г.)
Г. Гришина (1987 г.)
Л. Калашникова (1987 г.)
Л. Шакурова (1989 г.)
Д. Окунева (1989 г.)
Э. Игнатьева (1990 г.)
И. Савинова (1990 г.)
А. Шадрина (1990 г.)
И. Галковская (1991 г.)
Г. Калганова (1991 г.)
Р. Мирзаянова (1992 г.)
М. Сурова (1993 г.)
С. Дербенева (1993 г.)
Е. Габдрашитова (1994 г.)
Э. Шагеева (1995 г.)
Т. Блохина (1995 г.)
С. Павлова (1995 г.)
Е. Япарова (1996 г.)
О. Антонова (1997 г.)
Е. Зайцева (2000 г.)
И. Казакова (2000 г.)
Н. Авдеева (2001 г.)
Н. Резяпкина (2001 г.)
Ю. Хуртина (2003 г.)
Н. Давыдова (2004 г.)
Е. Денисова (2004 г.)
Л. Васильева (2005 г.)
Т. Цветкова (2007 г.)
З. Шарипова (2007 г.)
Е. Жирнова (2008 г.)
Л. Камалова (2008 г.)
Публикации
Бражник Л.В. Пентаккорды как явление модальной гармонии в произведениях татарских композиторов: Лекция по курсу «Гармония». Казань, 1992.
Бражник Л.В. Пентатоника в венгерском сольфеджио. Казань, 1993.
Бражник Л.В. Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья: Монография. Казань, 2002.
Бражник Л.В. Ангемитоника в русской музыке: Монография / Казан. гос. консерватория. – Казань, 2013.
Бражник Л.В. Хоровая музыка композиторов Татарстана: Монография. - Наб. Челны, 2013. (совм. с Шариповой Р.М.)
Бражник Л.В. Ангемитоника в русской музыке: Традиции, композиторское творчество / Казан. гос. консерватория. – 2-е изд., доп. – Казань, 2018.
Бражник Л.В. Татарская профессиональная музыка 1920-1960-х годов: проблемы музыкального языка: Монография [Текст] / Л. В. Бражник; Казан. гос. консерватория. – Казань, 2019.
Скрипач Марат Ахметов: исполнитель, педагог / редактор-составитель Л. В. Бражник; Казанская государственная консерватория. Казань, 2022.
Статьи в научных журналах и сборниках
Гармонический язык Р. Яхина в плане соотношения пентатонной и мажоро-минорной ладовых систем // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. М., 1981.
Ангемитонные ладомелодические формы в музыке татарских композиторов // Проблемы музыкального стиля композиторов Среднего Поволжья. Казань, 1990.
Феномен модального многоголосия в хоровых произведениях Султана Габяши // Султан Габяши: Материалы и исследования. Казань, 2000.
Формирование нового стиля татарской музыки в творчестве Салиха Сайдашева // Век Салиха Сайдашева. Казань, 2000.
Национальный музыкальный стиль в операх Назиба Жиганова (На примере ладотональных принципов развития мелодики и гармонии) // Назиб Жиганов: Контексты творчества. Казань, 2001.
Ангемитоника как принцип мелодического мышления народов Среднего Поволжья // М.Е. Тараканов: Человек и фоносфера. СПб, 2003.
Стилистические тенденции в развитии профессиональных музыкальных культур Среднего Поволжья и Приуралья // Регионология. Саранск, 2002, № 3.
Музыкальный язык Салиха Сайдашева: Черты стиля // Музыкальная наука среднего Поволжья: Итоги и перспективы. Казань, 1999.
Новые идеи в курсе методики музыкально-теоретических дисциплин // Из педагогического опыта Казанской консерватории. Казань, 1996.
Сольфеджио на модальной основе: К вопросу о стилевом воспитании музыкального слуха // Из педагогического опыта Казанской консерватории. Вып. 2. Казань, 2005.
Об интонировании бесполутоновой мелодики: К вопросу о ладовом сольфеджио // Как преподавать сольфеджио в XXI в. М.: Классика- XXI, 2006.
Ангемитонные ладовые структуры в произведениях А.П. Бородина: Семантические и формообразующие функции // От Ars nova к новой музыке: Вопросы теории музыки XIV–XX веков. – Казань, 2008. – С. 82–100.
Бесполутоновая мелодика в музыке К. Дебюсси: К вопросу о ладовом мышлении композитора // От Ars nova к новой музыке: Вопросы теории музыки XIV–XX веков. – Казань, 2008. – С. 154–174.
Национальная музыка в системе современного сольфеджио // Музыкальное образование в Среднем Поволжье: XXI век: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Йошкар-Ола, 25-27 марта 2008 г.). – Казань – Йошкар-Ола, 2008. – С. 19-23.
Отечественное музыкально-теоретическое образование XX века: опыт критического осмысления // Вузовское и довузовское образование: Модели взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 26-28 ноября 200 г.). – Казань: КГК, 2009. – С. 25–31.
Бесполутоновая интонационность в русском фольклоре Поволжья – Приуралья: К вопросу о межэтнических связях // Музыкальная культура в исламо-христианском контексте: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 17-18 ноября 2009 г.). – Казань: КГК, 2009. – С. 90–100.
Ангемитоника как род интервальных систем // Казанская государственная консерватория: 65 лет творческого пути: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 2 октября 2010 г.). – Казань: КГК, 2011. – С. 213–221.
Мелодика С. Сайдашева в системе модально-тонального мышления композитора // Салих Сайдашев и музыкальная культура Поволжья и Приуралья: Материалы Всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 3 декабря 2010 г.). – Казань: КГК, 2011. – С. 22–28.
Неизвестный Жиганов: вокальные сочинения, оставшиеся в рукописях // Назиб Жиганов и музыкальная культура современности: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 20 апреля 2011 г.). – Казань: КГК, 2011. – С. 9–20.
Ладогармоническая стилистика балета “Шурале” Ф. Яруллина (к 100-летию со дня рождения композитора) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. – 2012. – № 1. – С. 193-199.
Ангемитоника в музыке русских композиторов XIX – начала XX веков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 15. Искусствоведение. – 2012. – № 1. – С. 200 – 210.
Сольфеджио как уроки пения // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. – 2012. – № 2. – С. 38–42.
Ангемитонная мелодика в операх Н.А. Римского-Корсакова // Музыка: искусство – наука – практика: Науч. журнал Казан. гос. консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова. – 2012. № 1. – С. 27‑37.
«40 народных песен, собранных Т.И. Филипповым и гармонизованных Н.А. Римским-Корсаковым»: Особенности фортепианной фактуры // С гармонией по жизни: Научные приношения коллег и учеников. Воспоминания. Материалы (К юбилею Л.А. Федотовой). – Казань: КГК, 2012. – С. 66–77.
О Л.А. Федотовой // С гармонией по жизни: Научные приношения коллег и учеников. Воспоминания. Материалы (К юбилею Л.А. Федотовой) / Сост. О.В. Жесткова; Казан. гос. консерватория. – Казань, 2012. – С. 164–165.
Стилевые тенденции XX века в вокальных циклах Анатолия Луппова // Русская музыка в полиэтническом культурном контексте: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Казань, 27-28 октября 2011 г.). – Казань: КГК, 2012. – С. 77‑85. (В соавторстве).
Финно-угорская музыка на уроках сольфеджио // Финно-угорская музыкальная культура и современный мир: Материалы Междунар. науч. конф. (Казань, 7–9 ноября 2012 г.). – Казань, КГК, 2013. – С. 202–208.
Бесполутоновая мелодика в симфониях Н.Я. Мясковского как фактор преемственности традиций русских классиков // Музыка: Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории (академии) имени Н.Г. Жиганова. – 2014. – № 2 (6). – С. 7-14.
Теория пентатоники в исследованиях Я.М. Гиршмана // Ладовые коммуникации в евразийском музыкальном пространстве: Материалы Международной научной конференции (Казань, 25–26 сентября 2013 г.) / Казан. гос. консерватория; Ред.-сост. Л.В. Бражник, А.Л. Маклыгин, Л.А. Федотова. – Казань, 2015. – (К 100-летию со дня рождения Якова Моисеевича Гиршмана). - С. 17–23.
«Каждая пентатоника – особый мир» // Музыка как национальный мир искусства: Материалы Международной научной конференции (Казань, 23-25 апреля 2015 г.). Казань: КГК, 2015. С. 292–302.
Уроки музыки // Из педагогического опыта Казанской консерватории: Прошлое и настоящее. Вып. 3 / Казан. гос. консерватория; Ред.-сост. Е.В. Порфирьева, Л.А. Федотова. – Казань, 2016. С. 44-48.
Ангемитонная интонационность в мелодике С. Прокофьева // Музыковедение. 2016. № 7. С. 3-11.
О феномене бесполутоновой мелодики в произведениях Г. Свиридова // Музыка и время. 2016. № 10. С. 28-38.
Бражник Л.В. Фольклор в творчестве мордовского композитора Нины Кошелевой. К 65-летию Н.В. Кошелевой. К юбилею композитора // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. № 4. С. 173-183.
Бражник Л.В. Марийские песни в системе венгерского музыкального образования / Л.В. Бражник, Г.Н. Алжикова // Ежегодник финно-угорских исследований. 2017. Т. 11. № 1. С. 110-122.
Бражник Л.В. Ангемитонное интонирование как одно из системных свойств мелодики вокальных произведений С. Слонимского // Музыка. Искусство, наука, практика: Научный журнал Казанской государственной консерватории. 2018. № 1 (21). С. 46–55.
Бражник Л.В. Композитор М.А. Музафаров и татарский фольклор. Об обработках народных мелодий // Музыка. Искусство, наука, практика. – 2019. – № 1. – С. 69-75.
Бражник Л.В. О финно-угорской этномузыкологии: энциклопедия исторических знаний // Финно-угорский мир. – 2019. – Т. 11. – № 1. – С. 118–119.
Бражник Л.В. Хоровое творчество М.А. Юдина 1930-х годов как зеркало своего времени / Л.В. Бражник, Т.В. Бабочкина // IV Чтения памяти С.В. Смоленского. К 170-летию со дня рождения : Материалы Международной научной конференции (Казань, 24–26 октября 2018 г.) / составитель Ю.С. Карпов ; Казанская консерватория. – Казань, 2019. – С. 98–109.
Бражник Л.В. Музыкальный язык инструментальных произведений Ф. Ахметова: к 85-летию композитора // Музыка. Искусство, наука, практика. 2020. № 3. С. 83–92.
Бражник Л.В. Марийская мелодика в курсах сольфеджио // Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Йошкар-Ола, 28–29 ноября 2019 г.) / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», Институт национальной культуры и межкультурной коммуникации. – Йошкар-Ола, 2020. – С. 115-119.
Бражник Л. Яркий след в истории казанского музыкознания // Зульфира Салехова. Под созвездием Лиры: Статьи. Воспоминания. Материалы / Сост. А.И. Заппарова, Л.И. Сарварова. – Казань, 2021. – С. 101-102.
Бражник Л.В. Ангемитоника как музыкально-теоретическая категория: о термине трихордная ангемитоника // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки (Казань, 2–5 октября 2019 года) : материалы конгресса / ответственный редактор Н. И. Наумова ; Казанская государственная консерватория ; Московская государственная консерватория. – Казань, 2021. – С. 110-120.
Бражник Л.В. Ангемитоника в произведениях М. П. Мусоргского // Из педагогического опыта Казанской консерватории : прошлое и настоящее. Выпуск 4 / Составитель Д. Ф. Хайрутдинова ; Казанская государственная консерватория. – Казань, 2021. – С. 22-30.
Бражник Л.В., Сарварова Л.И. Музыкальные традиции народов Поволжья и Приуралья в курсе сольфеджио в Казанской консерватории // Из педагогического опыта Казанской консерватории : прошлое и настоящее. Выпуск 4 / Составитель Д. Ф. Хайрутдинова ; Казанская государственная консерватория. – Казань, 2021. – С. 56-68.
Бражник Л.В. Композитор Ренат Еникеев. В поисках национального стиля (на примере произведений для фортепиано) // Музыка. Искусство, наука, практика. 2022. №2(38). С. 57-66.
Тезисы докладов на конференции
Пентатонная музыка на уроках сольфеджио (О методе З. Кодая) // Пентатоника в контексте мировой музыкальной культуры. Материалы межреспубликанской научной конференции. Казань, 1995.
Из опыта изучения национальных музыкальных культур Среднего Поволжья в Казанской консерватории // Межнациональные отношения в России: История и перспективы. Тезисы докладов научно-практической конференции. Казань, 1994.
Музыка народов Среднего Поволжья в дисциплинах музыкально-теоретического цикла // Проблемы развития национальных культур Поволжья и Приуралья. Тезисы докладов региональной научной конференции. Казань, 1994.
Регионально-этнической компонент в системе современного музыкального образования // Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследования социокультурных перемен. Тезисы международной научной конференции. Казань, 1998.
Многоступенная ангемитоника в традициях Среднего Поволжья и Приуралья // Традиционное музыкальное искусство: история, современность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. Уфа, 2002.
Бражник Л.В. Ангемитоника как музыкально-теоретическая категория. О термине трихордная ангемитоника // Термины, понятия и категории в музыковедении : IV Международный конгресс Общества теории музыки (Казань, 2–5 октября 2019 г.) : тезисы докладов / редакторы : Е. В. Порфирьева, В. В. Сепешвари ; Казанская государственная консерватория ; Московская государственная консерватория. – Казань, 2019. – На русском и английском языках. – С. 32–33; С. 131.
Учебники, учебные пособия
Ангемитоника: Курс сольфеджио на основе музыки народов Среднего Поволжья. Вокальная мелодика композиторов Среднего Поволжья. Казань, 1996.
Чувашская музыка на уроках сольфеджио. Чебоксары, 1996. (В соавторстве).
Музыкага биш баскыч. Пять ступенек в музыку. Учебник по сольфеджио (для первого года обучения). Казань, 1997. (В соавторстве).
Музыкага биш баскыч. Пять ступенек в музыку. Учебно-методическое пособие для преподавателей. Казань, 1997 (В соавторстве).
Удмуртская народная песня на уроках сольфеджио. Ижевск, 1997. (В соавторстве).
Музыкага биш баскыч. Пять ступенек в музыку. Учебник по сольфеджио (для второго года обучения). Казань, 2001. (В соавторстве).
Музыкага биш баскыч. Пять ступенек в музыку. Учебно-методическое пособие для преподавателей. Казань, 2002. (В соавторстве).
Мордовская народная музыка на уроках сольфеджио. Саранск, 1999. (в соавторстве).
Башкирская музыка на уроках сольфеджио. Мелодика башкирских композиторов. Уфа, 2002. (В соавторстве).
Воспитание ладоинтонационного слуха на примерах чувашского музыкального фольклора. Чебоксары, 2003. (В соавторстве).
Сольфеджио на основе мелодики чувашских композиторов. Чебоксары, 2005. (В соавторстве).
Марийские народные песни на уроках сольфеджио. Йошкар-Ола, 2008.
Методика преподавания сольфеджио: Программа курса: Для студентов теоретико-композиторского факультета / Сост. Л.В. Бражник; Казан. консерватория. - Казань, 2009.
Сольфеджио на основе татарской мелодики: Учебно-методическое пособие / Казан. гос. консерватория. - Казань, 2009.
Татарские мелодии с текстами: Учебно-методическое пособие по сольфеджио / Сост. Д.Р. Загидуллина, Л.В. Бражник; Казан. консерватория. Казань, 2013.
Речитативы из опер зарубежных композиторов на уроках сольфеджио: Учебно-методическое пособие / Сост. Д.Р. Загидуллина, Л.В. Бражник; Казан. гос. консерватория. – Казань, 2014.