О педагоге
Родилась в г. Казани. В 1952 г. окончила ДМШ № 2 г. Казани (класс Е.В. Болдыревой), в 1956 г. - Казанское музыкальное училище (класс А.С. Лемана), в 1962 г. - Казанскую государственную консерваторию (класс профессора А.С. Лемана), в 1965 г. - аспирантуру Казанской консерватории (рук. А.С. Леман).
В Казанской консерватории с 1964 г. Ведет специальный класс фортепиано. С 1993 г. - профессор. Заведующая кафедрой специального фортепиано и органа (1986-1991, 1994).
Ведет активную концертную деятельность. Сыграла более 90 сольных концертов, выступила в качестве солистки в симфонических и камерных концертах более 70 раз с дирижерами: И. Шерманом, Н. Рахлиным, Р. Элишкой (Чехословакия), И. Лапиньшем, Р. Мартыновым, С. Калагиным, Р. Скуратовым, А. Тихоновым, В. Афанасьевым и др. Приняла участие в более чем 130 концертах с исполнением сочинений композиторов РТ, республик региона Поволжья, Башкирии (Всесоюзные съезды композиторов, Пленумы СК РФ, СК РТ, фестивали, авторские концерты). Начиная с 1957 г. - участница Декады и Дней татарского искусства и литературы в городах: Москва (1957, 1970), Алма-Ата (1962), Ярославль (1967), Ленинград (1972). Участвовала в 200-х различных концертах (юбилейные, правительственные, мастеров искусств, презентации, концерты членов жюри различных конкурсов и т.д.). Участие в музыкальном лектории Татарской гос. филармонии им. Г. Тукая (творчество Л. ван Бетховена, Г. Свиридова, Н. Жиганова, 100-летие М. Цветаевой и мн. др.) - около 100 концертов; в лектории «Творчество зарубежных композиторов» на Казанском телевидении, концертах «Свободная трибуна», фестивалях «Европа-Азия», конференции "Пентатоника " (1989 г., 1996-98 гг.) Участие в авторских концертах: Н. Жиганова, М. Музафарова, Р. Яхина, А. Луппова, Ф. Ахметова, Р. Белялова, Л. Любовского, А. Руденко, А. Лемана.
Достаточно активна и просветительская деятельность Эльзы Кадыровны – это участие в концертах, посвященных юбилеям композиторов РТ, исполнителям – 100-летие Мержанова (2019), юбилей КГК (75 лет, 2020), кафедры специального фортепиано (70 лет, 2020), 220-летие Ф. Шуберта (абонемент, 2018), концерты-дискуссии, встречи-беседы на темы: «Духовность в музыке» - встреча с иностранными студентами ВУЗов г. Казани, «Творческое содружество скульптора Баки Урманче и композитора Н. Г. Жиганова», акция «Ночь музеев» в г. Казани. Все мероприятия происходили в ГБКЗ имени С.Сайдашева, Национальном музее РТ, музеях-квартирах Н. Жиганова, В. Аксёнова, музее М. Горького (2019), где звучали сочинения композиторов РТ, Баха, Моцарта, Шуберта, Шопена, Чайковского – всего 16 концертов.
Нужно отметить участие Эльзы Кадыровны в подготовке документального фильма о Н. Жиганове (интервью, соло, обсуждение фильма в КГК, во встрече со студентами КХТИ г. Казани – показ фильма, обсуждения и соло, 2019).
Регулярны и встречи Эльзы Кадыровны и студентов ее класса в «Клубе любителей музыки» в музее-квартире Н. Жиганова (с 2015-2021 гг.).
Студенты класса Эльзы Кадыровны исполняют русскую и заруюбежную музыку, произведения композиторов РТ, играют сольные и классные концерты; принимают участие в юбилейных концертах – 100-летие Арно Бабаджаняна (2020), юбилей КГК (75 лет, 2020), кафедральных концертах в залах ГБКЗ, Малом зале и Зале им. С. Рахманинова (КГК), музеях-квартирах Н. Жиганова, В. Аксенова, в Национальном музее РТ, зале г. Набережные Челны, г. Ижевске, г. Йошкар-Оле.
Имеет фондовые записи на Радио и телевидении РТ.
Методическая работа Ахметовой Эльзы Кадыровны включает в себя мастер-классы (г. Уфа – ССМШ, г. Саранск - колледж, 2019, 2020), консультации, мастер-классы на курсах ФПК для педагогов музыкальных училищ Поволжской зоны (1999), в Казанском музыкальном училище (2000), Уфимском государственном институте искусств (1992, 2002), Саранском музыкальном училище (1996, 2009, 2021), Ульяновском музыкальном училище (1994, 1995, 2002), Ижевском музыкальном училище (2002), Набережно-Челнинском училище искусств (2003, 2005), Альметьевском музыкальном училище (2004), открытые уроки, сообщения на профессиональные темы, отзывы на методические работы преподавателей ДМШ г. Казани, статьи для книг к юбилеям коллег по работе (юбилей А. В. Булдаковой, С. В. Хамидуллиной – г. Уфа).
Рецензия на работу коллег по кафедре (Г. А. Айнатуллова, О. Б. Майорова) «Антология фортепианных ансамблей» (2 тома, 2021 г.).
Председатель ГАК в Казанском музыкальном колледже, Уфимском государственном институте искусств (2019, 2020, 2021), в Саранском музыкальном колледже (2022 г.). Председатель жюри многих конкурсов, среди которых I Республиканский конкурс пианистов ДМШ г. Казани (Казань, 1983), Всероссийский конкурс им. Сабитова (Уфа, 1995, 1996), VIII Республиканский фестиваль детской фортепианной и камерно-инструментальной музыки «Эңжеләр" (Казань, 2002), Фестиваль детского конкурса юных пианистов «Страна поющего соловья» (2007). Член жюри Всесоюзных отборочных прослушиваний к международным конкурсам: им. Шумана (Цвиккау, 1974, 1989; Лиссабон, 1975). Председатель и член жюри Всероссийского конкурса им. Кабалевского (Куйбышев, 1986; Самара), конкурса «Содружество» (Казань, 1988, 1989, 1991), конкурса молодых дарований «Детский фортепианный форум» (Казань, 2002), Республиканского конкурса юных пианистов им. Н.Г. Жиганова (2003, 2021), конкурса им. И.С. Баха (Казань, ежегодно с 1998), «Музыкальная семья» (2013, 2015, 2017, 2019), «Учитель и ученики», «Огни Казани» (институт культуры, 2016), Конкурса им. Н. Жиганова (2015, 2016, 2018), 100-летие ректора УГИИ Загира Исмагилова (2017), Всероссийского фестиваля-конкурса «Пианофорум» (ежегодно).
Член экспертных комиссий по аттестации преподавателей фортепианного отдела Саранского музыкального училища (1990), по аттестации Ижевского музыкального училища (2002), Уфимского государственного института искусств (2003). В течение многих лет является председателем ГАК в музыкальных училищах г. Казани и Поволжского региона, в Уфимском государственном институте искусств, на музыкальном факультете Казанского гос. педагогического университета.
Член редколлегии Энциклопедии РТ (по музыкальному искусству).
Основной репертуар Э.К. Ахметовой
Сольные произведения
Бах И.С. - Соната ре минор, Хроматическая фантазия и фуга ре минор, Ария с вариациями в итальянской манере
Бах И.С. - Бузони Ф. - Органные хоральные прелюдии
Бетховен Л., Моцарт В., Гайдн Й. - Сонаты, Фантазии
Леман А. - 24 прелюдии
Прокофьев С. - «Мимолетности»
Скрябин А. - 11 прелюдий
Шопен Ф. - Сонаты № 2, 3; Мазурки, Вальсы, Экспромты, Баллады
Шостакович Д. - 24 прелюдии
Шуберт Ф. - Музыкальные моменты, Экспромты, Танцы; Сонаты до минор, Ля мажор, Си-бемоль мажор
Шуман Р. - «Крейслериана», Юмореска, Арабеска, «Детские сцены»
Сочинения композиторов Татарстана
Произведения для фортепиано с оркестром
Бах И.С. - Концерт для 2-х фортепиано До мажор, Бранденбургский концерт № 5
Бетховен Л. - Концерты № 1, 2, 4
Моцарт В. - Концерты ре минор, Ля мажор, До мажор; Концерт для 2-х фортепиано Ми-бемоль мажор
Сен-Санс К. - «Карнавал животных»
Скрябин А. - Концерт. Фантазия
Равель М. - Концерт Соль мажор
Шопен Ф. - Концерты № 1, 2
Вокальные циклы (в качестве концертмейстера)
Шуман Р. «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты»
Романсы и песни С. Рахманинова, П. Чайковского, Ф. Пуленка, Г. Форе, К. Дебюсси, Д. Шостаковича (солисты: Г. Ластовка, Э. Заляльдинов, Е. Михайлова, Н. Варшавская, Г. Мурзиева).
Отзывы коллег по кафедре
Бурнашева Э. В. – Э. К, Ахметова успешно работает на кафедре специального фортепиано, демонстрируя преданность профессии и глубокую заинтересованность в приобщении студентов к исполнительскому искусству. Ее педагогический метод основывается на живом показе и развитии образного мышления ученика. Биография Э. К. богата совместными творческими свершениями с такими выдающимися музыкантами как И. Шерман, Н. Рахлин, Р. Элишка (Чехословакия), Ф. Мансуров и др. Совмещая активную исполнительскую деятельность с педагогической работой она безусловно должна продолжить работу в должности профессора.
Айнатуллова Г. А. – Э. К. – талантливая пианистка и педагог, самобытный музыкант. Каждый ее концерт – событие, встреча с тонким романтическим прочтением исполняемой музыки. Поездки Э. К. с сольными концертами в музыкальные училища региона приносят огромную пользу учащимся, так как живое исполнение всегда уникально и потому очень важно в воспитании музыканта-профессионала.
Федосеева С. Л. – Э. К. отличают гармоничность артистической личности, простота, музыкальное мышление, лишенное сухого псевдоакадемизма наряду с глубоким проникновением в музыку и высоким профессионализмом. Хочется отметить естественность во взаимоотношениях с коллегами, учениками, умение понять индивидуальность, педагогический опыт и такт.
Отзыв Н. Г. Рахлина
Преподавателя Казанской консерватории Ахметову Э. К. знают и любят в различных кругах общественности ТАССР. Это человек кристальной скромности, огромного таланта, глубокого истолкователя фортепианного репертуара различного направления.
Ее выступления в клавирабендах вызывают у музыкантов всегда большой интерес. Блестящее владение инструментом, особый певучий, насыщенный кларнетовым отзвуком, теплый звук, соединение академической точности с возвышенной свободой отличают ее исполнительскую манеру.
Я имел удовольствие исполнять с ней Концерт для фортепиано с оркестром Бетховена №1 и №4, Шопена, Баха (Пятый Бранденбургский), Сен-Санса, Скрябин и др. и всегда это было интересно, своеобразно, широко по масштабу мышления, блестяще в техническом отношении.
Не менее значителен облик Ахметовой Э. К. как углубленного, сосредоточенного педагога-музыканта, что явно сказывается на учебе студентов в ее классе. Отсутствие формальности, отзывчивость, особая система при высокой требовательности не быть резкой и неуклонно формировать правильное мировоззрение студентов на стиль, манеру современного исполнительства отличает ее метод преподавания.
Ахметова Э. К. – пытливый, одаренный педагог, ее выпускники и обучающиеся студенты всегда в творческом отношении доставляют удовлетворение.