Select font Arial Times New Roman
Character spacing (kerning): Standard Medium Large
Преподаватель татарского языка и русского как иностранного
Должность: Доцент
Кандидат педагогических наук
Окончила Казанский государственный педагогический институт по специальности «Учитель русского языка и литературы».
Проходила повышение квалификации в Казанском государственном университете по татарской филологии (2002).
Окончила полный курс Центра подготовки и повышения квалификации преподавателей ФГБОУ ВПО «КНИТУ» по профессиональной переподготовке по специальности «Педагогика высшей школы» с присвоением квалификации «Преподаватель высшей школы» (2008).
Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена решением диссертационного совета при Казанском государственном технологическом университете 10.11.1999г. и утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в 21.04.2000 г.
Ученое звание доцента по кафедре татарского языка присвоено Министерством образования и науки Российской Федерации 17.05.2007г.
Эксперт «Пятьдесят лучших инновационных идей для Республики Татарстан» в номинации «Инновации в образовании». Член постоянной комиссии Министерство образования и науки РТ: «Камаевские чтения» (г. Тетюши) и республиканского конкурса общеобразовательных учреждений по татарскому языку, (г.Буа), «Нобелевские надежды» (Казань).
Автор более 150 трудов, в том числе 4 монографий, 14 учебно-методических работ и научных статей.
Монографии
1. Вьюгина, С.В., Валеева, Н.Ш. Научно-педагогический потенциал химической школы Г.Х.Камая. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. 136 с.
2. Вьюгина, С.В. Методологические основы развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза. – Казань: Изд-во КГТУ, 2020, - 172 с.
3. Вьюгина, С.В. Модернизация педагогической системы технологического вуза в развитии интеллектуального потенциала студентов. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2015. - 232 с.
4. Вьюгина, С.В. Развитие интеллектуального потенциала студентов технологического вуза: методологический аспект. - LAMBERT: Academic Publishing, Sarbrucken Германия, 2017- 155 с.
Научные статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ д ля публикации основных научных результатов на соискание ученой степени кандидата наук
1. Вьюгина, С.В. Информационные технологии – показатель интеллектуального потенциала учебного процесса высшей технической школы //Известия высших учебных заведений: проблемы энергетики, 2007 - №1-2 С.97-102
2. Вьюгина, С.В. Современные приоритеты языковой подготовки студента технического вуза, как развитие интеллектуального потенциала //Записки Горного института, Т.175 «Гуманитарные проблемы современности: язык, общество, культура». – Санкт-Петербург, 2008. – С.259-261.
3. Вьюгина, С.В. Профессиональное и интеллектуальное развитие студентов в инновационной образовательной среде университетского комплекса (из опыта КГТУ) //Вестник Казанского технологического университета, 2010, №1. – С.364-369
4. Вьюгина, С.В. Педагогические тенденции развития интеллектуального потенциала студентов технологического вуза // Казанский педагогический журнал, 2010, №3, - С.74-81
5. Вьюгина, С.В. Развитие интеллектуального потенциала при подготовке специалистов гуманитарного профиля //Вестник Казанского технологического университета, 2010, №12. – С.56-59
6. Вьюгина, С.В. Развитие интеллектуального потенциала студента как определяющий фактор конкурентоспособности будущих инженеров-химиков // Вестник Казанского технологического университета, 2011. №4. – С.279-282
7. Вьюгина, С.В. Подготовка конкурентоспособных инженеров нефтехимической отрасли в условиях инновационной образовательной среде технического вуза //Вестник Казанского технологического университета, 2011, №8. – С.284-286
8. Вьюгина, С.В. Критическое мышление – способ развития интеллектуального потенциала студентов //Вестник Казанского технологического университета, 2011. №23 – С.287-294.
9. Вьюгина, С.В. Развитие интеллектуального потенциала студента при модульном подходе у обучению //Известия Балтийской гос. академии рыбопромыслового флота: психолого-пед. науки. – Калининград, Изд-во БГАРФ, 2012. №1 (19). – С.91-97.
10. Вьюгина, С.В. Особенности развития педагогической системы в образовательной среде технологического вуза //Вестник Казанского технологического университета, 2012, Т.15, №24. – 196-199
11. Вьюгина, С.В. Принципы синергетики в подготовке специалистов химического профиля // Вестник Казанского технологического университета, 2013, Т.16. – С.312-314.
12. Вьюгина, С.В. Педагогическая система развития интеллектуального потенциала как основа безопасности//Вестник ГУ НЦ БЖД, 2013, №2, (16). – С.54-57
13. Вьюгина, С.В. Синергетические тенденции развития интеллектуального потенциала студента //Вестник Казанского технологического университета, 2014, № 5, Т.17. - С.303-306
14. Вьюгина, С.В. Образовательные технологии в информационной среде технического вуза //Вестник Казанского государственного энергетического университета, 2014, спец-выпуск (22), - С.233-242
15. Вьюгина, С.В., Усманов, Р.А. Системный подход при подготовке бакалавров технических специальностей //Вестник Казанского технологического университета, 2014, Т.17, №12. - С.338-339.
16. Вьюгина, С.В., Галимзянова, И.И. Формирование профессиональных компетенций студентов-иностранцев при изучении дисциплины “Русский язык // Вестник Самарского государственного технического университета, серия «Педагогические и психологические науки», 2020, №2 (46) - С.24-37
Учебные пособия, методические разработки
1. Вьюгина, С.В. Татарский язык и культура речи. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007 . – 80 с.
2. Вьюгина, С.В. Деловой татарский язык (методические указания к контрольным работам) – Казань: Изд-во- КГТУ, 2007.- 84 с.
3. Вьюгина, С.В., Тимербаева, Г.Р. Англо-татарский словарь деловой лексики. – Казань: Изд-во КГТУ, 2007. – 52 с.
4. Вьюгина, С.В. Абдулкашапова, Ф.А. Абитуриентлар өчен татар телендә тест үрнәкләре (на татарском языке). - -Казань: Изд-во КГТУ. – 2008 – 58 с.
5. Вьюгина, С.В. Тимерханов, А.А. Татарский язык в сфере профессиональной деятельности. – Казань: Изд-во КГТУ, 2008. – 152 с.
6. Вьюгина, С.В. Русско-татарский словарь деловой лексики. – Казань: Изд-во КГТУ, 2009. – 92 с.
7. Вьюгина, С.В. Татарский язык (методические указания и контрольные задания). – Казань: Изд-во КГТУ. 2010 – 60 с.
8. Вьюгина, С.В. Татарский язык (методические указания и контрольные задания). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2013. - -56 с.
9. Вьюгина, С.В. Татарский язык (учебно-методическое пособие) – Казань: Изд-во КНИТУ, 2014. – 100 с.
10. Вьюгина, С.В. Деловой татарский язык (учебно-методическое пособие). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2016. – 240 с.
11. Вьюгина, С.В., Хуснетдинов, Р.М. Практический татарский язык. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2017 – 388 с.
12. Вьюгина, С.В., Вяткина И.В. Деловой русский язык (учебно-методическое пособие). – Казань: Изд-во КНИТУ, 2019. -102 с.
13. Вьюгина, С.В., Хуснетдинов, Р.М. Занимательный татарский язык (учебно-методическое пособие). - Казань: Изд-во КНИТУ, 2020. - 262 с.
14. Вьюгина С.В. Сөйләм культурасы (Культура речи) (учебно-методическое пособие) – Казань, 2021. – 96 с.
Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов, опубликованные за последние 5 лет
1. Роль компьютерных технологий при преподавании русского языка для иностранных студентов // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования и науки в контексте реализации программы духовного возрождения нации». – Караганда, 30 марта 2018 г. – С.131-133
2. Особенности организации научно-исследовательской работы студентов // Материалы 12-й международной научно-практической конференции «Высшее и среднее профессиональное образование России в начале 21 века: состояние, проблемы, перспективы раз-вития» - Казань, 2018 – С.109-113
3. Особенности оформления научных исследований студентами технологического вуза //Материалы международного симпозиума «Надежность и качество», Пенза, 2018 г. –Т.1. - С.271-274 (соавтор И.В.Вяткина)
4. Возможности использования инновационных технологий в учебном процессе вуза // Материалы международного симпозиума «Надежность и качество», Пенза, 2018 г. – Т.1, С.274-277 (соавтор И.В.Вяткина)
5. Роль текстов в формировании коммуникативных компетенций иностранных студентов // Материалы международного симпозиума «Надежность и качество», Пенза, 2018 г. – Т.1, С.274-277 (соавтор И.И.Галимзянова)
6. Электронно-образовательная среда при изучении дисциплины «Деловой русский язык» // Материалы V международной научно-практической конференции “Наука и образование – важнейший фактор развития общества в современных условиях”- Караганда: Изд-во Кент LTD. – 2018 - С.391-393
7. Компетентностный подход при изучении русского языка иностранными студентами // Материалы семинара “Русский язык в социокультурном пространстве Вьетнама”- Ханой, 2018 – С. 79-85
8. Подготовка к деловой коммуникации бакалавров технологического вуза // Материалы XI семинара “Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе”- Казань: КНИТУ, 2018 г. – С.39-42 (соавтор Р.А.Хакимов)
9. Роль текстов в формировании коммуникативных компетенций иностранных студентов //Материалы международной конференции «Образование на грани тысячелетий» - -Нижневартовск, 2018. - С.31-43.
10 Подготовка к деловой коммуникации бакалавров технологического вуза // Материалы научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы», – Казань, 2018. – С.28-31.
11. Пути формирования коммуникативной компетенции иностранных студентов // Сборник докладов и научных статей международной сетевой научно-практической конференции «Синергия-2018» «Интегративная подготовка линейных инженеров для повышения производительности труда предприятий нефтехимической отрасли», в 2-х ч., Ч.1. - Казань, 2018. – С.58-63
12. Роль общеобразовательных дисциплин в воспитании учащейся молодежи // Материалы международной научно-практическая конференции «Социально-ориентированное проектирование системы формирования гражданской идентичности учащейся молодёжи в поликультурном образовательном пространстве» – Казань, 2018 – с.43-45.
13. Практико-ориентированный подход при изучении дисциплины «Русский язык и культура профессиональной речи» // Материалы международной научно-практической конференции “Новый взгляд на систему образования”, Прокопьевск, 2019, - С.871-873
14. Практико-ориентированный подход при обучении русскому языку иностранных студентов // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Язык в образовательном пространстве неязыкового вуза: теория и практика» – Новосибирск - 2019. – С.247-253
15. Информационно-коммуникативные технологии в качестве средства при обучении русского языка как иностранного // Материалы XIII Республиканского меж-вузовского методического семинара «Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе» - Казань, 2019 – С.27-31.
16. Основы коммуникативной компетенции в обучении русскому языку иностранных студентов // Материалы XIII Республиканского меж-вузовского методического семинара «Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе» - Казань, 2019 – С.27-31
17. Место информационных технологий в преподавании русского языка как иностранного // Материалы международного симпозиума «Надежность и качество» - Пенза, 2019. – Т.2. – С.94-96 (соавтор И.И.Галимзянова)
18. Информационно-коммуникационные технологии в системе обучения иностранных студентов русскому языку как иностранному // Материалы международного симпозиума «Надежность и качество», Пенза, 2019 – Т.2 - С.92-94 (соавтор И.В.Вяткина)
19. Когнитивный менеджмент в образовательной системе вуза // Материалы международной научно-практической конференции “Когнитивное моделирование в профессиональном образовании” - Казань, 2019. – С.31-34
20. Место татарской драматургии при изучении татарского языка // Материалы межрегиональной научно-практической конференции “Национальные литературы республик Поволжья: проблемы межкультурной коммуникации” - Казань, 2019. – С.27-30.
21. Преподавание русского языка как иностранного в технологическом вузе //Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции “Русский язык в условиях би- и полилингвизма” - Чебоксары, 2019. – С. 37-40//
22. Роль чтения при изучении русского языка в неязыковом вузе // Материалы I международной научно-практической конференции «Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного» – Москва, 2020. – С.205-211 (соавтор И.И.Галимзянова)
23. Русский язык как иностранный: активные образовательные технологии // Материалы VII Международной научно-практической конференции “Наука и образования – важнейший фактор развития общества в современных условиях» – Караганда: Центрально-Казахстанская Академия – 2020. – С. 354-356
24. Дистанционное обучение как средство стимулирования образования. // Труды международного симпозиума «Надежность и качество» - Пенза, 2020 – С.199-201 (соавторы И.В.Вяткина, Е.В.Слепнева)
25. Научный стиль: лексические особенности // Труды международного симпозиума «Надежность и качество» - Пенза, 2020 – С.201-203.
26. Русский язык как иностранный: особенности организации преподавания // Труды международного симпозиума «Надежность и качество» - Пенза, 2020 – С.205-206 (соавтор И.И.Галимзянова)
27. Гуманитарная направленность дисциплины «Русский язык» в развитии личности студента в технологическом вузе // Материалы «Педагогические чтения – 2020» на тему: «Развитие человека в эпоху цифровизации» - Казань, 2020, т.1. – С.73-78.
28. Научный стиль речи: актуальный подход // Материалы I международной научно-практической конференции «Перспективы развития высшей школы» – Тюмень, 2020 – С.349-353
29. Designing communicative training for technology students based on professional standards. / Revista inclusiones. 2020, в.7, с.143-158 (WOS) Liliya Z. Ryazapova, Irina V. Vjatkina, Liudmila A. Kitaeva, Sazida V. Viugina, Olga V. Sirotkina, Elena V. Slepneva
30. Коммуникативные нормы межнационального языка в условиях билингвизма // Материалы I Международной научно-практической конференции «Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного» – Грозный, 2021. – С.117-121 (соавторы Е.Г.Хакимова, Р.А.Хакимов).
31. Современная коммуникационная среда: научный стиль речи //Материалы XXVI международного симпозиума «Надежность и качество» - Пенза, 2021 – С.212-214
32. Методика преподавания русского языка как иностранного в образовательной системе вуза //Труды XXVI международного симпозиума «Надежность и качество» - Пенза, 2021 – С.212-214 (соавтор И.И.Галимзянова)
33. Лексический состав документов на татарском языке // Материалы IV международной научно-практической конференции «Документ в социо-культурном пространстве региона: теория, история и современность». -Казань. 2021. – С.474-481
34. Культура речи будущего инженера. // Материалы международной сетевой научно-практической конференции «Синергия - 2021» - Казань, 2021.- С.34-41.
35. Обучение русскому языку студентов иностранцев: проблемы и решения // Материалы международной научно-практической конференции «Современные тенденции в преподавании и изучении русского языка как иностранного», М., 2022 – С.75-80. (соавтор И.И. Галимзянова)
36. Воспитание речевого поведения в образовательном процессе вуза // Материалы IV Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы». – Борисоглебск, 2022. – С.20-23
37. Роль русского языка в развитии речевого поведения в образовательной среде вуза // Материалы ХII Республиканского межвузовского методического семинара «Проблемы и перспективы реализации билингвизма в техническом вузе», Казань, 2022. – С.40-45.