View settings

Font size:
Site colours
Images

Settings

Chine

Казанская консерватория возрождает традиции

Спустя много лет возобновлена традиция исполнения выпускных работ студентов-композиторов симфоническим оркестром консерватории.

 

В середине мая Казанская консерватория представила программу «Симфоническая весна», которая объединила молодых дирижеров, молодых композиторов и симфонический оркестр Казанской консерватории.

В первом отделении дирижерский пульт заняли магистранты консерватории, воспитанники класса профессора Сергея Ферулева – Иван Веретельный, Ильназ Дудкин, Лю Тинтин и Чжоу Чжэнчжэн. Под их управлением оркестр исполнял мировую музыкальную классику – сочинения Моцарта, Бетховена и Глинки.

1L8A4706  1L8A4788  1L8A4826   

 

Второе отделение целиком состояло из премьер. Казанская консерватория возродила важную традицию исполнения выпускных работ студентов-композиторов симфоническим оркестром вуза.

Практика возобновилась по решению ректора Вадима Дулат-Алеева: «Творчество композиторов сегодня требует особого внимания и поддержки. Поэтому одним из первых моих решений на посту ректора было восстановление самостоятельной кафедры композиции. Возглавить ее я предложил Эльмиру Жавдетовичу Низамову. И сейчас могу с уверенностью сказать, что в обучении композиторов в Казанской консерватории начался новый период. Также отмечу, что в состав ученого совета консерватории недавно была избрана Резеда Закиевна Ахиярова – одна из крупнейших отечественных композиторов. И это тоже является усилением внимания к композиторскому образованию. Мы все желаем дальнейших творческих успехов нашим замечательным композиторам – и педагогам, и студентам, и выпускникам!»

Ежегодное исполнение сочинений композиторов-выпускников было введено в практику ещё основателем и первым ректором Казанской консерватории Назибом Жигановым. Заведующий кафедрой теории музыки, профессор Александр Маклыгин рассказал, что такие концерты последний раз проводились более 20 лет назад. «В период моего студенчества оркестром дирижировал Натан Григорьевич Рахлин. Совместный разбор произведения, понимание партитуры дирижером – это все служило творческой «инъекцией» для молодых композиторов. Я очень рад за студентов и их педагогов, что сегодня у них снова есть такая возможность. Я думаю, это запомнится им на всю жизнь», – заметил он.

О пользе таких концертов для образовательного процесса высказался и заведующий кафедрой композиции Эльмир Низамов: «Сколько бы мы ни изучали искусство оркестровки по партитурам других композиторов и по специальной литературе – пока ты не столкнешься с реальным звучанием оркестра, ты его не освоишь».

НОВЫЕ ИМЕНА - НОВАЯ МУЗЫКА

На концерте прозвучали премьеры сочинения Романа Пархоменко (класс доцента Виталия Харисова), Дмитрия Пахмутова, Екатерины Тарасовой (класс доцента Эльмира Низамова), Кирилла Куликова (класс доцента Елены Анисимовой).

1L8A4704

Авторы присутствовали почти на всех репетициях. Руководитель и дирижер симфонического оркестра Казанской консерватории Евгений Афанасьев помогал композиторам донести до оркестра свои идеи. Он отметил, что работа была интенсивной: «Порой приходилось помогать авторам ясно воплощать замыслы в нотном тексте, в его оформлении. Основная задача нотной записи сочинения в том, чтобы партитуру мог правильно прочитать, а значит и точно исполнить любой оркестр – даже без присутствия самого композитора. Над этими тонкостями мы и работали». Евгений Сергеевич также пояснил, что для оркестрантов это был непростой, но очень полезный опыт. Многие молодые музыканты, к примеру, впервые столкнулись с партитурой произведения, написанного в современных композиторских техниках. «Без сомнения, эта практика должна продолжаться. Композиторам и исполнителям нужно чаще и больше сотрудничать», – подытожил дирижер.

CONDUCTOR

Программу премьер открыла пьеса Романа Пархоменко «The Sound Died Away», в роли дирижера выступил сам автор. Помимо основного состава симфонического оркестра звучал объемный арсенал ударно-шумовой группы: большой барабан, литавры, гонг, там-там, колокола, виброфон, свисток. В партитуре была указана даже наковальня.

1L8A4955

Название пьесы переводится как «звук затих» или «звук замер». Звук, который возник из ниоткуда, долго набирал силу, рос, формировался, и, наконец, достиг собственной кульминации: истошно скулил свисток, взвывали тубы, скрипки неожиданно «царапали» слух. Часть слушателей зажала уши, другая – завороженно сидела под гипнозом звукового потока. Но одинаково оглушило всех одно – внезапная тишина. Лишь далекие отголоски треугольника словно возвращали слушателей из оцепенения. Правда, совсем скоро тишину прервали громкие аплодисменты. Такая реакция ожидала в этот вечер всех композиторов.

1L8A5077

К земным целям, но неземным образам публику обратила симфоническая пьеса «Дорога к триумфу» Дмитрия Пахмутова.

Выбранный автором метод композиции – минимализм – создает необходимый образный эффект. Зацикленный мотив и вправду создает впечатление нахождения в пути. Начав прогулку с маленьких шажочков, сам не замечаешь, как к концу произведения уже гигантскими шагами подходишь к порогу триумфа. Ликующие медные инструменты, словно озвучивая счастливый финал приключенческого фильма, вселяют уверенность – все непременно получится!

Автор сочинения Дмитрий Пахмутов признался: «Я был в восторге! Услышать свою музыку в профессиональном исполнении, со всеми деталями – бесценно. Это огромный труд дирижера и исполнителей, я им очень благодарен».

1L8A5014

Влияние Модеста Мусоргского отозвалось в музыке балета-картины «Иванова ночь» Кирилла Куликова, рисующей образы славянской мифологии. Прозвучали части «Птица Сирин» и «Купальские костры». Композитор рассказал, что в условиях глобализации современного мира он чувствует острую потребность в национальной идентичности – этим он объяснил выбор этой образной сферы. Он принципиально отступил в своем сочинении от современных композиторских техник, делая выбор в пользу традиционных приемов.

В этом сочинении оркестр будто перевоплотился в актера пластического театра, исполняющего характерный танец. Музыка в очередной раз поразила способностью воплощать в звуках движение, делая его практически зримым.

«Я очень рад, что руководство консерватории дает нам возможность услышать свои произведения, взаимодействовать с оркестром. Во время репетиций я слышал свои ошибки и мог их исправить. Я очень доволен результатом. Музыка прозвучала ровно так, как я и задумывал», – рассказал Кирилл Куликов.

Вечер завершил Концерт для фортепиано с оркестром Екатерины Тарасовой. Звуки рояля разливались под пальцами молодого солиста – студента первого курса кафедры специального фортепиано Рауля Камалова. Терпкая гармония, пение оркестра, бархатный звук рояля заполнили весь зал. Блюзовая, праздничная музыка словно была пропитана духом партитур Гершвина. Этот концерт мог бы озвучить киноленты: вторая часть – лирический фильм, а финал – кино о бравых героях.

PIANO CONCERTO

Первая мысль, которая пришла в голову после прослушивания сочинений – насколько эта музыка разнообразна! Слышна индивидуальность каждого автора, его творческие поиски. Это доказывает, что у студентов консерватории помимо неоспоримого таланта есть не менее важное условие успеха – простор для творчества.

 

Дая Бекирова
Фото Нина Кондратьева